Село Чёрная Заводь - типичная российская глубинка. Некогда справное и большое, с заводом и Воскресенским собором, построенным в 1763 году на средства графа Головкина, ныне в запустении.
Задолго до Октябрьской революции мой прадед, Иван Иванович Лыков, в селе Чёрная Заводь Ярославской губернии создал достаточно крупное крахмало-паточное производство. Его завод обеспечивал работой многие крестьянские семьи, давал авансы людям, их урожаи картофеля приобретал по заранее оговорённым ценам. Более того, отходы от производства крахмала и патоки рабочие могли получать бесплатно для корма скота.
Из семейных рассказов я знал, что в конце 30-х годов местные власти решили снять колокола, отправить их на металлолом, а храм -закрыть. Когда селяне узнали об этом, их реакция на предстоящую варварскую акцию была бурной. 16 сентября 1938 года здесь был крестьянский бунт, вышедший из глубин поруганного национального и религиозного самосознания народа от безысходности.
Тогда закрыли завод-кормилец. Гражданская война, насильственная коллективизация и хроническое безденежье довели людей до крайности. А тут ещё и реальная попытка властей лишить верующих последнего утешения - храма Божия, где они могли помолиться за живых и усопших, приобщиться к Таинствам. Мощная протестная волна на селе быстро «докатилась» до Кремля. Разбор «полётов» не преминул долго ждать. Причём, на самом высоком уровне.
Уже 30 сентября Лаврентий Берия, тогда ещё заместитель Народного комиссара внутренних дел, положил на стол Генерального секретаря ЦК партии Сталина докладную записку с подробным описанием событий: «...Встретив организованное сопротивление, представители районной власти растерялись и под свист, крики и хлопанье в лад¬ши уехали из села. После их отъезда верующие организовали около церкви круглосуточное дежурство по 50-60 человек ночью и по 10-15 - днём, постоянное наблюдение за дорогой из районного центра. Как только наблюдатели обнаруживали автомашину, идущую из района, поднимался крик, крестьяне бросали полевые работы и сбегались к церкви.
Тогда в райисполкоме решили церковь не закрывать, а снять только колокола. Председатель райисполкома снова выехал в село Чёрная Заводь, чтобы получить согласие церковной двадцатки на снятие колоколов, но согласия не получил...»
Сталин, прочитав записку Берии, на первом листе размашисто написал: «Т. Маленкову. Прошу проверить и доложить. Арестовать организаторов. И. Сталин».
Так было положено начало серьёзному разбирательству по делу массового выступления крестьян против произвола советской власти. Через 27 дней Маленков передал личному секретарю Сталина Поскрёбышеву «отчётную записку» о выполнении поручения вождя: «Сообщаю результаты проверки на месте фактов, указанных в письме тов. Берия. Проверкой установлено, что в селе Чёрная Заводь имело место 16 сентября 1938 г. выступление против снятия церковных колоколов. Обстоятельства выступления, указанные в письме т. Берия, подтвердились. Выяснилось, что старое руководство Ярославского облисполкома ещё в феврале месяце 1938 г. приняло постановление о плане заготовки колокольной бронзы в 1938 г., по которому в два раза был увеличен государственный план заготовки бронзы по области. Осуществляя это неправильное постановление облисполкома, Некрасовский райисполком принял к тому же провокационное по своим последствиям решение о закрытии церкви. Все это привело к выступлению народа в селе Чёрная Заводь против снятия церковных колоколов».
В финале нашей истории произошло именно то, что открылось ещё древним летописцам: Господь вторгается в жизнь в критические моменты и не позволяет совершиться злу. Да и народ оказался не таким уж смиренным, как бы хотелось партократам, взбунтовался и проявил редкие стойкость и решительность. В результате безбожная власть потерпела полное фиаско, а карательные органы не стали наказывать всех подряд, ограничились выполнением резолюции вождя.
Факт удивительный, уникальный. Ведь по всей России большевики, как Иваны, не помнящие родства, безнаказанно закрывали и уничтожали церкви, мечети и даже кладбища. Они отправляли колокола на переплавку, а храмы превращали в склады, мастерские, овощехранилища... А вот в Чёрной Заводи свой храм отстояли. Несмотря на риск стать «классовым врагом» и попасть на нары!
Я рассказываю эту историю ещё и потому, что и ныне надо нам защищать свои святыни, своё достоинство русского человека.
После Великой Отечественной войны в Чёрной Заводи наладилась более-менее сносная жизнь. И церковь для большинства крестьян, познавших ужасы и беды военного лихолетья, продолжала быть духовной опорой. Но вот в 1945 году сюда приехал уполномоченный по сбору цветного металла с командой помощников и снова попытался снять колокола. Не получилось: на их защиту опять встали верующие.
Старожилы рассказали мне, что в самом конце войны в селе Левашово, что 25-27 километрах от Чёрной Заводи, имел место похожий случай. Туда приехало много людей в погонах, которые намеривались снять церковные колокола на переплавку. Тогда оставшиеся в селе старухи и старики, вдовы и незамужние женщины легли вокруг храма и таким образом препятствовали проходу к нему. «Зачинщиков» настоятельно просили прекратить стихийную акцию, беззащитных верующих обливали водой из пожарных шлангов, грозили принять к ним самые строгие меры... Однако они были непреклонны. «Уговаривали» целую неделю. И что же? Колокола по сей день радуют паству своим удивительным звоном.
Русская пословица гласит: в одну и ту же реку дважды не входят. Однако жизнь порой опровергает эту народную мудрость. В годы перестройки давно забытая история о попытках снять колокола в Чёрной Заводи получила неожиданное продолжение. Однажды глубокой ночью воры подогнали к храму мощный кран, сняли главный колокол и спрятали его в лесу, чтобы сдать в металлолом: ведь бронза всегда в большой цене. Негодованию православных не было предела. И снова... невероятная удача: спустя несколько дней кто-то из селян нашёл колокол. Нашёл, закопанным в землю и прикрытым ветками и листвой...
Сегодня Воскресенский храм Чёрной Заводи пребывает в полном запустении, потому что приход - недоходный. Вот и выходит, что старинная церковь, пережившая власть большевиков и войну, теперь никому уже не нужна...
Владимир Антонович КУЛЬЧИЦКИЙ
Комментарии
Оксана Ю. Лыкова
Втр, 12/15/2009 - 18:13
Permalink
Спасибо за статью"О чем
Спасибо за статью"О чем молчат колокола".Иван Иванович Лыков и мой прадед тоже.Я-внучка Николая Ивановича из Костромы. Хотелось бы пообщаться с автором подробнее об общих корнях.По возможности свяжитесь со мной через электронную почту - bla82@mail.ru
С уважением Лыкова(Бушкова) О.Ю. г.Челябинск.