Елена Казённова - Здесь небеса спустились на Землю


Древний и очень русский город Ярославль восхитит и удивит вас самыми разными сторонами своей неспешной жизни.
 
Крепкий купеческий город и сегодня сохраняет красоту зеленокупольных церквей с удивительными фресками, нарядные особняки великолепной волжской набережной, а также советские памятники, соответствующие названия улиц и своих выпускниц, встречающих последний звонок в школьной форме, а не в подвенечных платьях, как принято в столице. Прекрасный город.  И среди заветных сокровищ есть у него жемчужина Свято-Введенского Толгского женского монастыря. Добраться до него легко: на машине, автобусе, такси, а лучше всего – на теплоходе, неторопливо шнурующем правый и левый берег Волги за 27 рублей в один конец.

Нам, московским журналистам, очень повезло: «Русский Дом? Прекрасный журнал!». Монастырь нам показывала одна из первых насельниц – 25 лет служения – монахиня Смарагда.

Матушка Смарагда о монастыре знает всё. А начало всему – 1314 год, время чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном). Времена сильной веры и твёрдого духа рождали дела былинные. В день обретения иконы, 8 (21) августа, на месте явления за сутки соорудили деревянную церковь, освятив её в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. За 700 лет своего бытия икона, получившая название «Толгская» (от местной речушки Толги), вместе с православным людом претерпела все неисчислимые трагедии нашей истории.
 

Через сто лет после основания монастыря сильнейший пожар уничтожил все постройки и первозданную обыденную церковь. Но святая икона не погибла: неведомым промыслом она оказалась в лесу, на дереве. И это был добрый знак: монахи – в то время монастырь был мужским – стали отстраивать обитель. На месте нового чудесного обретения братия построила часовню, куда и поместили список с иконы. В конце XVI века, при игумене Феодосии, монастырь закупил саженцы сибирского кедра, высадив их аллейками. Кедровник стоит и сейчас, правда в безбожные годы многие деревья были вырублены, на месте часовни устроили танцплощадку и качели. Сегодня в кедровнике всего 27 двухсотлетних кедров и 166 деревьев, посаженных 20 лет назад. Разрушенная часовня возрождена в 2004 году.

Толгская икона прославилась многими чудесами, предание хранит рассказ об исцелении царя Иоанна Грозного, когда он посетил обитель проездом из Кирилло-Белозерского монастыря. Горячо молился царь у Толгской Заступницы об избавлении от мучительной болезни ног, и в благодарение за излечение повелел построить в обители первый каменный храм – Введенский.

Смутное время разразилось над обителью тяжёлыми бедствиями. Поляки сожгли большую часть Ярославля, ограбили и подожгли Толгский монастырь. Монахов и послушников, не желавших сдаваться – их было 46 человек – растерзали. В 1893 году над местом захоронения убитых иноков была сооружена часовня, не устоявшая во времена лихолетья. Возродили её в 1988 году.

Центр монастыря – Введенский собор, стоящий на месте первого деревянного храма. Расписывали собор в греческом стиле известные мастера из Ярославля и Костромы, а средства на роспись пожертвовали государи Иоанн и Пётр Алексеевичи Романовы. Фрески поновлялись в XIX веке, какие-то фрагменты утрачены, но это единственный храм на территории монастыря, сохранивший старые росписи.

Величественную колокольню поставили в конце XVII века на средства князя Никиты Львова, первоначально на ней было 14 колоколов. Князь Львов был крупнейшим жертвователем монастыря и принял здесь иноческий постриг с именем Нил. В эти же годы были построены Святые врата с надвратной церковью в честь святителя Николая Чудотворца – на средства купцов Сверчковых. Крестовоздвиженский храм был выстроен на средства Михаила Романова: русские князья и государи монастырь не забывали никогда, одаривая деньгами, землёй, скотом, хлебом. Царь Иоанн Грозный, цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович, императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II, император Павел I,графиня Анна Орлова-Чесменская… К началу XVIII века возвели нарядный, ликующий Спасский храм, который венчают девять глав – большая редкость в храмовом строительстве.

Своё 600-летие монастырь встретил в полной красе: четыре белокаменных храма, 60-метровая звонница, корпуса братских келий, гостиницы. В 1913 году, в дни празднования 300-летия дома Романовых, обитель принимала у себя царскую семью.

…Всё рухнуло в 1918 году: имущество у монастыря изъяли, монахи подверглись гонениям (многие сегодня причислены к лику новомучеников Российских), наступили долгие чёрные годы. Толгская икона последний раз участвовала в крестном ходе в Ярославль в 1919 году, потом уже как узница упоминается в списке икон под № 245. В 1931 году святая икона находилась в краеведческом музее, потом – в экспозиции антирелигиозного музея, организованного в редкой по красоте ярославской церкви Ильи Пророка (атеистическая задумка спасла-таки иконы и саму церковь от уничтожения).

Но это был далеко не предел страшной участи памятников русского духа. В начале 30-х годов решили построить в Ярославле гидроэлектростанцию. Для испытания модели будущего гидроузла выбрали Введенский собор и звонницу. У алтарной стены построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу пробили отверстие, а в подклети установили бетонную ёмкость. На колокольне соорудили огромный резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотёком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, в бетонную емкость под полом собора. Исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство было перенесено в Рыбинск. Наша вечная печаль и память тех лет – Калязинская колокольня.

Монастырь избежал затопления, но нахлынули «новые» люди: на первом этаже колокольни расположился магазин, Крестовоздвиженский храм стал клубом, в арке Святых ворот обосновался гараж. Введенский собор стал конюшней (французы в 1812-м устроили конюшню в колокольне московского Новодевичьего монастыря – новая советская власть шла путём врага). Здесь были и детский дом для безпризорных, и воспитательно-трудовая колония. Уничтожался дивный памятник, святое место… Шестьдесят лет безвременья превратили монастырь в руины с рухнувшим Крестовоздвиженским собором.

И в таком виде в 1987 году он был передан в ведение Русской Православной Церкви, открывшись как первый женский монастырь на территории России. Настоятельницей была назначена игумения Варвара, которая стоит во главе обители и сегодня. За 28 лет её неусыпного попечения, самоотверженного труда сестёр, помощи многих добровольцев и жертвователей один из самых разорённых монастырей России превратился в дивный сад. «Здесь небеса спустились на землю» – слова одной из насельниц верно отражают чувство восторга и трепета от пребывания в этом месте.
 

Матушка Смарагда рассказала, как начиналось восстановление обители. Среди развалин, без жилья и бытовых удобств, в любую погоду сёстры по крупицам возрождали святое место. Кирпич, доски, цемент – всё носили на себе без отдыха и поблажек. Сегодня даже представить невозможно, КАК эти несколько женщин смогли взяться за неподъёмное дело.

«Но хранила обитель Пречистая,
Уничтожить совсем не дала,
И икону Свою, паче солнца лучистую,
Для сегодняшних дней сберегла» –
это стихи матушки Смарагды.


В 1988 году была освящена Спасская церковь: интерьеры расписали сёстры обители. Золотой иконостас, резные воздушные киоты – свидетельство их мастерства, терпения и труда. 18 лет восстанавливали уникальные фрески Введенского собора, его алтарную часть украсил замечательный ярославский художник Н.А. Мухин. Пятиярусный резной иконостас и все иконы к нему – тоже труды насельниц монастыря. В это невозможно поверить, но это так. В отстроенном Крестовоздвиженском соборе хранятся главнейшие реликвии Толгского монастыря: чудотворная Толгская икона (всегда в благоухающих белоснежных цветочных гирляндах), рака с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова), ковчег с частицей Ризы Господней и множество других святынь.

Конечно, мы задали матушке Смарагде вопрос о том, как проходит жизнь сестёр в монастыре. Главное монастырское слово – «послушание», по учению святых отцов, безкровное мученичество и самый краткий путь к Богу. От послушания рождается смирение – высшая монастырская добродетель. Сёстры умеют всё: шить, вышивать, резать по дереву, печь хлеб, готовить (незабываемые пироги величиной с трудовую мужскую ладонь и нежнейшие рыбные котлеты из трёх сортов рыбы!), ухаживать за скотом и птицей, заниматься огородом и теплицей, собирать травы (11 наименований), варить-сушить-солить, а также водить экскурсии. Монастырь буквально утопает в цветах, вы не увидите ни одного засохшего цветочка – тщательная забота сестёр. Здесь прекрасная библиотека, матушка Смарагда вспоминала: когда на послушании пасла коров, перечитала всех святых отцов. И правда, сёстры всегда с книгой в руках – когда есть время.

Монашеский подвиг труда и молитвы. Для нас, живущих в комфорте и удобстве ежедневных поблажек, такой труд каждого дня кажется невозможным. Нас тысячи и тысячи, жаждущих доброго слова и участия, и 130 монахинь Толгского монастыря – на всех, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Печаловаться за народ – тяжёлая работа, святой труд, поэтому и подвижниц – единицы.

В 2014 году монастырь отметил своё 700-летие. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хлебом и солью встречали настоятельница монастыря игумения Варвара с сёстрами и великое множество прихожан и гостей. Сто лет назад обитель принимала на праздновании своего юбилея царскую семью. Сколько горя, отчаяния, труда, веры, надежды и любви вместили эти годы. Но монастырь жив, и в День обретения Толгской иконы Божией Матери, 21 августа, в Толгин день, принимает паломников со всей России.

«Для того мы стоим на берегу моря скорбей, чтоб переплыть в страну радостей» – великие слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Сказаны они всем нам, стоящим на этом берегу.
 
Елена Александровна
Казённова