Архив:
Русские, что мы за народ? Создали огромное, потом и кровью государство и в одночасье смирились с потерей трети земель. Массово отдавали жизнь за веру, Царя и Отечество и смирились с тем, что помазанник Божий был ритуально убит, десятки тысяч священнослужителей уничтожены, церкви разгромлены, вера загнана в подполье.
У моей жены дед Дмитрий Дмитриевич Трегубов вместе со своим старшим братом Александром служили в 10-м гусарском Ингерманландском полку, оба подполковники, герои Первой мировой войны, георгиевские кавалеры. Осенью 1918 года с группой офицеров и гусар-ингерманландцев с боями пробились на Дон, где присоединились к Добровольческой армии. Полковник Трегубов умер от тифа 1 февраля 1919 года в Мариуполе. Его брат, полковник Александр Трегубов, был расстрелян большевиками в 1919 году в Ейске. Сын Дмитрия Владимир Трегубов, офицер Красной армии, дошёл с боями до Берлина. Два мира – два полюса. И все они – русские.
Мы, русские, освоили огромные земли Азии, Кавказа, принесли тамошним народам русскую культуру, цивилизацию, дали миру великую литературу, музыку, науку, и в то же время мы, русские, в Малороссии (Украине) неистово вытравляем русскость из своей души, отказываемся от своих русских корней.
Так что русские, кто мы? Это отнюдь не праздный вопрос. К сожалению, он звучит так редко, что даже в главном документе страны – Конституции – не нашлось места русским. 111 миллионов русских живёт по переписи в стране, но русских как бы нет. Впрочем, и в сталинской, и советской Конституциях русских тоже не было. Единственно, когда русский народ был юридически оформлен – это в Российской империи до революционных переворотов. Тогда чётко и ясно говорили, что он государствообразующий народ. И сейчас время от времени звучит, что русские – государствообразующий народ, но звучит как-то скромно и редко. Говорят стесняясь, опасаясь, как бы чего не вышло, как бы кто-то не обиделся, не подумал, что, мол, тем самым мы принижаем другие народы.
Правда, во время тяжких испытаний о русском народе всегда вспоминают. Как же было без русских во время Великой Отечественной, когда враг подошёл к Москве. Сразу появились «братья и сёстры», призвали на помощь и веру православную, и героические страницы русской истории, а затем ввели даже проклятые большевиками погоны и появились офицеры. Вспомнили, что и Отечество начинается не с 1917 года, а имеет тысячелетнюю историю. И без русских воевать невозможно. Чем отблагодарили русских за великие жертвы во время войны? Тостом на приёме по случаю победы. И всё. На этом закончилась вся русскость Сталина и советской власти.
Буквально через четыре года, в 1949 году, было заведено так называемое «Ленинградское дело». И более 32 тысяч русских руководителей, партийной, государственной и хозяйственной русской элиты вместе с семьями были репрессированы, брошены в лагеря и тюрьмы. Двадцать шесть руководителей РСФСР, среди них Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков, Лазутин и др., были расстреляны. Шесть человек скончались в ходе допросов. Это преступление коммунистической верхушки до сих пор ещё не осознано русской общественностью.
О русском народе вспомнили и в наши дни, когда русский Крым единодушно проголосовал за возвращение в Россию. И тогда была Русская весна, и тогда вспомнили Русский мир, и что мы триединый русский народ (великороссы, малороссы и белорусы). Прошло немного времени. И вновь русские и Русский мир вышли из обихода.
Почему слов «русский народ» боялись? В СССР вообще решили создать новую историческую общность – советский народ. Но провозглашённая дружба народов просуществовала недолго, не выдержала испытания, и все разбежались по национальным квартирам. А 25 миллионов русских вообще остались за бортом.
Русские, которые созидали, строили историческую Россию от Балтийского моря до Тихого океана, несли цивилизацию и культуру, вдруг оказались ненужными – титульным народам. Русские, для которых вся великая страна считалась родным домом, оказались чужими, и им пришлось бежать или оставаться на птичьих правах, а порой и негражданами новосозданных государств, людьми второго сорта, оккупантами.
Русский философ Николай Александрович Бердяев говорит, что русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Так кто мы, русские? Иваны, не помнящие родства, или великий народ с тысячелетней историей, призванный Богом сохранить Православие?
С одной стороны, кажется, нет народа более разобщённого. С другой, как никто другой, русские могут объединиться и дать отпор врагу. Ибо в душе русского человека есть огромная сила, которая называется голосом совести. Голос совести заставляет бороться за справедливость, подмечать несовершенство наших поступков и дел.
Только в русском языке есть слово воля, не свобода, а воля. И в то же время мы грезим о сильном государстве, управляемом твёрдой рукой. Мы верим, что только сильная власть избавит нас от всех напастей, которые сыплются на нас со всех сторон: надёжно защитит нас, наведёт порядок в стране, чистоту в городе и в нашем подъезде. Заодно и пенсию прибавит.
Русскими себя считают представители других народов, ориентируясь не по национальному, а по мировоззренческому, культурному признаку. Недаром на Западе всех выходцев из бывшего СССР называют русскими. И только у нас есть понятия «русский кореец», «русский немец», «русский еврей» и т. п.
Русский – это образ мышления, мировосприятия, жизни и веры. Это невозможно понять, это можно только прочувствовать.
Россию часто представляют в виде могучего древа, корни и ствол которого составляют русские по крови и духу люди (великороссы, малороссы, белорусы). Крона русского дерева многонациональна. Ветви, это малые народы, народности и племена, которые, будучи привитые к русскому православному стволу, не исчезли. Наоборот, они возросли численно, сохранили свой язык, национальную культуру, многие обрели свою письменность. Мудрые люди говорят, что оно корнями своими уходит в глубинные пласты Святой Руси, живительные соки которой питают древо русской государственности.
Не бойтесь и не стесняйтесь быть русскими, быть православными.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №7, 2016г.