Протоиерей Александр Шаргунов - Благодать нового рождения



7 июля – Рождество святого Иоанна Предтечи

 


Божия Матерь и Предтеча с самого рождения связаны друг с другом не только земным родством. В нашей Церкви есть такое чудесное слово: «деисус», что означает «моление». Эта икона Богородицы и Предтечи, предстоящих перед Спасителем. Деисус – не потому только, что им молятся, а потому что они молятся. И их молитва – сильнее всех других молитв. В каждом храме в центре иконостаса мы можем видеть это изображение.

Имя Иоанна Предтечи – благодать. Поистине несравненная благодать, превосходящая всякую меру сила, исходящая от силы Божией. Голос Божией Матери, звучащий в ушах праведной Елисаветы, касается прямо сердца младенца Иоанна, сокрытого во чреве своей матери. Её дух трепещет от радости. Едва его душа образовалась в нём, как сила голоса Божией Матери наполнила его мать духом пророчества, так что праведная Елисавета начинает говорить от полноты даров своего сына. Поистине Божия Матерь исполнена благодати. Бог всякой благодати явственно пребывает в Ней. Благодать изливается вначале на Пречистую Деву, затем от Неё – на Иоанна, и от Иоанна – на его родителей. Реки воды живой текут из чрева Божией Матери. Источник жизни и благодати течёт посреди рая, чтобы напоить все деревья.

В непосредственной близости от этого источника возрастает чудесное древо, имя которому будет Иоанн, родственник и друг Жениха, Предтеча, Креститель и мученик Господень. Вот почему, напоённый обильно благодатью, он станет столь великим, что выше его не найдётся никого из рожденных женами.

Вот почему рождение этого ребёнка будет причиной радости для многих. И сегодня по этой же причине радуется вся Церковь. Дарованный родителям в их ветхости, он придёт в этот ветхий мир с проповедью о благодати нового рождения. Как мудро, что Церковь торжественно празднует его рождение  – того, кто чудесный плод благодати, изумляющий естество. В современной православной Греции есть прекрасный, исполненный глубокого значения обычай. После рождения ребёнка зажигают три лампады: одна из них посвящена Христу, другая – Божией Матери и третья – Предтече.

Что касается нас – этот светильник, призванный просветить мир, приносит нам новую радость, потому что благодаря ему мы узнаем истинный Свет, Который светит во тьме, но Которого тьма не может объять. Да, рождение этого ребёнка приносит нам неизреченную радость, оттого что для мира он – источник великих благ, первое из которых – просвещение Церкви, открываемое покаянием, уготовляемое крещением, приведение её ко Христу и соединение с Ним. Он учит её жить в воздержании, и примером своей смерти даёт силу мужественно умирать. Всем этим он уготовляет для Господа народ совершенный.

Мы воспеваем его, величайшего из всех святых, но подражать его святости невозможно для нас. Он идёт уготовить Господу народ совершенный из язычников и мытарей. Существует неотложная необходимость, чтобы он говорил с ними на самом понятном им языке – своей жизнью. При этом он предлагает путь совершенства не по своему образу жизни, а в соответствии с немощью человеческих сил. «Сотворите же, – говорит он, – достойные плоды покаяния». Он говорит с нами о самых простых вещах, вследствие немощи нашей плоти: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, ничего не требуйте более определенного вам, никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 11–14). «Если вы не можете отдать неимущему лишнюю одежду, как можете отдать за него жизнь?» – говорят святые отцы. Если вы не можете творить добро в полноте, пусть будет у вас по крайней мере подлинное покаяние в том, что есть зло. Если вы не можете ещё приносить плоды совершенной правды, пусть на данный момент ваше совершенство заключается в принесении достойных плодов вашего покаяния. Потому что всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).

Но пока мы живы, у нас есть возможность нелицемерно покаяться. Есть деисус: немощны наши молитвы, но за нас молятся Божия Матерь и Предтеча. И на Страшном Суде они будут умолять Христа о помиловании кающихся грешников.

Протоиерей Александр Шаргунов