Архив:
12 июля – память святых первоверховных апостолов Петра и Павла
12 июля (29 июня по ст. ст.) Православная Церковь отмечает день святых апостолов Петра и Павла. Обоих апостолов называют первоверховными, хотя первенство у них разное. Пётр стал апостолом при земной жизни Христа, а Павел обратился к вере уже после всех известных евангельских событий и вознесения Господа Иисуса Христа на небо.
Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Пётр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел ещё до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта учёность его и ослепила…
Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Пётр «страха ради иудейска» отрёкся от Христа, а апостол Павел, правда, ещё до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели своё падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днём, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом».
Если же говорить о благовествовании, то главное, как мне кажется, – это жить Христом и во Христе так же полно, как жили и заповедали нам жить святые апостолы. Именно от этого избытка глаголали их уста, от этого избытка совершалась их проповедь и неисчислимые чудеса. Они благовествовали, потому что Христос был главным чудом и радостью, светом и смыслом их жизни. Апостолы спешили поделиться этим смыслом, светом и радостью с людьми, так же как мы спешим поделиться с близкими какой-то радостной и важной новостью. А Христос для святых апостолов, конечно, и был самой великой и радостной новостью их жизни. Новостью не тускнеющей и не оскудевающей, а вечной! Вот и нам, следуя путём исполнения заповедей Христовых, надо стремиться облечься во Христа, жить Им и ради Него. Тогда и благовествование наше будет действенным, полным и радостным, каким ему только и подобает быть.
Священник
Димитрий ШИШКИН