Современные шовинистически настроенные украинские историки и политики, подобно их предшественникам начала ХХ века, отвергают наличие какой-либо исходной цивилизационной и антропологической близости между украинцами («подлинными европейцами» и «чистыми славянами») и русскими (великороссами).
Русские, по их мнению, являются лишь слегка славянизированной «смесью» из угро-финских племён и татар, исторически доказавшей свою «неспособность к восприятию европейских норм демократии». Нынешний курс украинских властей на евроинтеграцию украинские шовинисты определяют как «возвращение Украины в Европу после длительного насильственного пребывания в составе Евразии» (то есть в составе Российской империи и СССР), якобы культурно и антропологически чуждой украинскому народу. Эти взгляды находят своё отражение в учебниках истории для средних школ и вузов Украины, популяризируются в СМИ и художественной литературе.
Между тем факты свидетельствуют, что украинский народ помимо славянских имеет также глубокие евразийские корни. «Чорнії брови, карії очі», воспетые в украинских песнях, несомненно, являются результатом участия тюркоязычных племён в формировании южноруского этноса» — отмечает известный украинский академик П.Толочко.
Пётр Толочко для обозначения предков современных украинцев использует слово «руские» с одной буквой «с» (чтобы отличить их от современных русских с двумя «с»). Предки украинцев считали себя русью, русичами, русскими, а слово «украинец» в качестве именно этнического (а не регионального) наименования народа начало использоваться шовинистической интеллигенцией только во второй половине XIX века с целью полностью отмежеваться даже в названии от русских (великороссов).
Как известно, в 1240 г. монголы захватили Киев. В течение 120 лет Киевская Русь находилась под монгольским игом, пока монголов не заменили литовцы, включившие южнорусские земли в состав Литвы. Тем не менее причерноморские степи и Крым остались под господством татар — народа, который возник в результате смешения монголов с половцами и другими тюркскими народами. Создав на территории Крыма своё ханство, крымские татары совершали регулярные набеги на Украину (вплоть до середины XVIII века), причём делали это даже тогда, когда являлись союзниками запорожцев в их борьбе с Польшей. В ходе своих набегов татары уводили в рабство огромное число украинцев, в том числе множество украинских женщин, которые становились наложницами татар, пополняли их гаремы, рожали им детей, в результате чего, как отмечает П.Толочко, происходила «европеизация тюркско-монгольского этноса».
Тот факт, что украинский народ имеет не только европейские, но и евразийские корни, подтверждается и тем, что многие украинские фамилии имеют тюркское происхождение: Ханделий (удалой хан), Хандюк (ханский слуга), Кучук (малый), Карахаш (чернобровый), Бучма, Кучма (по-тюркски высокая островерхая шапка), Кочубей (от Кучук-бей). Тюркские окончания «ук» и «юк» входят составной частью в огромное число современных украинских фамилий (Кравчук, Павлюк и т.п.). Герой украинского эпоса казак Мамай носит чисто татарское имя, являясь тёзкой хана Мамая, разбитого в Куликовской битве.
Отсюда тюркское влияние в лексике, в одежде казаков, в частности, запорожских. Шаровары, кривые сабли, оселедцы — всё это от тюрков, как и такие слова, как атаман, есаул, кош (лагерь), курень, гайдамак, майдан и много других. Следует указать, что и национальная одежда восточных украинцев (тюркские шаровары, долгополые свитки) резко отличается от национальных костюмов жителей Галиции, Закарпатья и Буковины, почти идентичных национальным костюмам словаков, венгров и румын. Огромные различия существуют и между разговорным языком Восточной и Западной Украины.
На формирование украинцев оказали влияние и некоторые кавказские народы. Окончание «ко» (кьо) вошло в состав украинских фамилий после переселения с Кавказа на Украину ряда племен адыгов и родственных им черкесов (отсюда название города Черкасы). Со временем эти племена ассимилировались и влились в украинский народ. Некоторые исследователи отмечают, что фамилия Шевченко имеет чисто адыгское происхождение и происходит от адыгского слова «шеуджен» (священник). Шеуджен-кьо, то есть «сын священника», в украинском языке трансформировался в Шевченко. Такие фамилии, как Шамрай, Шахрай, Мазепа, также имеют адыгское происхождение.
В 1956—1963 гг. Академия наук Украинской ССР проводила антропологическое изучение украинского сельского населения. Она пришла к следующим выводам: «Анализ антропологического состава украинцев показывает близость его к таковому у соседних народов, особенно у русских и белорусов».
Большая антропологическая и культурная близость между украинцами Восточной Украины и великороссами объясняется и тем, что, испытывая постоянную угрозу со стороны степных кочевников, население Киевщины и Черниговщины в массовом порядке мигрировало на север, на территорию современной России, и стало одной из основ великорусской народности. Нахождение более трёх веков в составе единого государства, переселение огромного числа украинцев, спасавшихся от преследования поляков, на пограничные земли русского государства в XVII столетии, последующее совместное освоение огромных территорий Приазовья и Причерноморья, отвоёванных у Турции в результате русско-турецких войн, интенсивные миграционные потоки между Россией, Украиной и другими республиками СССР в советское время — всё это привело к огромному количеству межнациональных браков, большинство из которых составляли браки между русскими и украинцами, что не могло не сказаться на антропологических характеристиках современных восточных украинцев.
Украинские шовинисты отрицают существование в прошлом единой древнерусской народности, от которой произошли русские (великороссы), украинцы и белорусы, пытаясь обосновать «чисто азиатское» происхождение великороссов.
Цель подобных высказываний совершенно ясна: подавить национальное самосознание русского народа, внести в души русских людей сомнение в собственной полноценности, предотвратить национальную консолидацию русского народа, которая, как показывает мировая история, у всех народов происходит не только на основе общего языка, религии и культуры, но и в результате осознания кровного единства.
Сергей Владимирович ФОМИН