Сегодня в российском изобразительном искусстве наряду с гуманистической концепцией личности, имеющей давнюю традицию, прочно утвердилась и модернистская. Она порождена новым типом сознания, порывающим с традиционными духовными ценностями русской культуры.
Для лучшего уяснения этой концепции сравним модернизм с классикой на примере памятника Петру I работы М.Шемякина и «Медного всадника» Э.М.Фальконе.
Установка скульптуры М.Шемякина на территории Петропавловской крепости в 1991 году была знаковым событием в художественной жизни перестроечных лет. Власть провозглашала свободу. Гонимый в советское время художественный авангард был реабилитирован и превознесён.
М.Шемякин начинал своё творчество в 1960-е годы как художник-нонконформист, но, не имея возможности реализовать себя, уехал на Запад. Через 18 лет эмиграции он был встречен на родине с триумфом, обласкан и властью, и деятелями культуры, приобрёл широкую известность. Ныне М.Шемякин — признанный мэтр современного искусства как в России, так и за рубежом.
Когда смотришь на памятник Петру I работы М.Шемякина, испытываешь странное чувство: он и похож, и уродливо деформирован. Гротескно искажены пропорции фигуры: очень маленькая голова при большом росте, массивный увеличенный торс. Для лица скульптор использовал прижизненную маску Петра I, но черты правдоподобия в образе обманчивы.
М.Шемякин сложился как человек и художник в советской стране, но он много впитал в себя и из западной культуры, которую активно осваивал. Дегуманизация характерна для западного модернизма. Разложение образа человека в европейском искусстве началось ещё с кубистических работ П.Пикассо. И если молодые русские художники начала XX в. наивно перенимали западные новшества, то наши религиозные философы С.Н.Булгаков и Н.А.Бердяев ужасались картинам П.Пикассо на дореволюционных московских выставках, видя в них кризис искусства и симптом духовного кризиса европейской культуры. Это мнение о модернизме позже высказывал и И.А.Ильин.
Религия веками обуздывала животные инстинкты человека, «она была заслоном от демонического». Ныне человека ничто не сдерживает, всё позволено. Это и есть лозунг современного искусства. Многим европейским художникам XX в. присущ пессимизм, мрачный взгляд на мир, чувство одиночества и безысходности. Утратив веру в разум, добро и другие традиционные ценности, утратили и веру в человека. Возвеличение человека, столь характерное для европейского гуманизма с эпохи Возрождения, сменилось его развенчанием. Художников модернизма интересуют не лучшие качества человеческой души, а её «изнанка», не здоровье, а патология. А теперь вспомним, каков был гуманизм в пору его расцвета. Памятник Петру I был выполнен французским скульптором Э.М.Фальконе по заказу Екатерины II в 1766 — 1782 гг.
В этом памятнике раскрывается смысл деятельности Петра I, его роль в истории России. Скульптор создал образ героя, своей могучей волей преодолевшего все трудности и препятствия, которые «чинили ему природа и люди». Образ всадника на скачущем коне полон жизни и движения. Работая над образом Петра I, скульптор использовал прижизненные портреты и маску, но, сохраняя сходство, он сделал внешний облик Петра I более прекрасным и гармоничным в соответствии с эстетикой своего времени. В этом произведении есть оптимизм и вера в человека. Э.М.Фальконе отмечает лучшие черты Петра I, он возвышает его образ. «Медный всадник» органично вошёл в культуру России.
Идеал совершенного человека был созвучен устремлениям русского общества в XVIII–XIX вв. Послепетровская культура сохраняла связь с христианской традицией Древней Руси, новый гуманистический идеал сочетался с верой в Бога. Русская культура прославлена своей глубокой человечностью, умением увидеть человека в самом падшем существе, состраданием к несчастным, призывом к добру и любви. Так светский гуманизм соединялся с христианскими заповедями.
Социальные движения XIX в. вдохновлялись идеалом гуманизма. Советское общество имело в теории гуманистический идеал, но гуманизм без Бога, давая блага одним, обернулся безчеловечностью к другим. И всё же в сознании советских людей жили традиции гуманизма. Но сознание менялось: уходила не только вера в коммунистические идеи, но и прежние культурные и нравственные нормы.
Показательно, что люди, расшатавшие своей критикой социалистический строй и осуществившие перестройку, не выдвинули никакого духовного идеала, кроме лозунга свободы. Негативные последствия этой бездуховной свободы всем очевидны. Исчезло стремление к духовному совершенству, присущее русской культуре прошлых веков, основанной на идеалах христианства и классического гуманизма. Современные гуманисты, утратив высокий идеал, имеют размытые понятия о добре и зле, снисходительны к греху. Толерантность — примета наших дней.
Наверное, поэтому памятник Петру I работы М.Шемякина прочно вошёл в современную жизнь. Вот уже более 20 лет туристы возлагают к нему цветы. Творчество художника сегодня востребовано. Он признан лучшими мастерами нашей культуры; его поддерживает нынешнее руководство страны; публика активно посещает выставки. Но модернизму противостоит искусство, сохраняющее традиционные ценности, его сторонников — большинство. Борьба на художественном фронте продолжается.
Татьяна Васильевна ГУСЕВА, г. Челябинск