5 октября 1863 года, 150 лет назад родился князь Евгений Николаевич Трубецкой, русский философ
Мы живём и спорим с философом, князем Е.Н.Трубецким, как будто не умер он от тифа бог знает когда в старом Новороссийске, а живёт рядом с нами и покоя не даёт своим видением апокалиптического зверя, страданием об окружающей нас безсмыслице, об аморализме государства, имеющего тенденцию извращать духовный облик человека путём обезличивания и подкупа его совести. Для чего оставлен лежать он здесь, на краю земли Российской? Для чего не дано ему было переступить черту города Новороссийска, через которую уплыли в безызвестность эмиграции его семья, тысячи и тысячи соотечественников? Может быть, для того чтобы поставить точный диагноз болезни, которая поразила Россию, — тяга к анархии, провал государственности, всё это как следствие крайнего практического безбожия! Впервые именно он открыл нам глаза на то, что поразивший Россию кровавый хаос представляет собой лишь обострённое проявление всемирной болезни аморализма и бездуховности, влекущей безпрерывные войны, и потому олицетворяет опасность, нависшую над всем миром. Она может развиваться молниеносно или облекаться в ползучую форму рака, приводящего в конечном счёте к одному и тому же — к озверению духа. Для чего все народы и ныне продолжают вооружаться, для чего ведётся эта безконечная череда войн, как не для взаимного истребления? Прозрения Е.Н.Трубецкого точно подтверждают все мировые события последнего времени.
Родился Е.Н.Трубецкой 150 лет назад в Москве, 5 октября 1863 года по новому стилю, а по старому 23 сентября. Всего в семье было 13 детей. Духовным центром семьи была мать — княгиня Софья Алексеевна, которой были дороги не только физическое благополучие, но и духовная жизнь её детей. Будучи глубоко православной, она горячо молилась Господу, чтобы сын стал православным миссионером. Именно таким Евгений Николаевич и состоялся в своей жизни. Ближе всех по духу ему стал брат Сергей Николаевич, тоже увлечённый философией.
Ещё в гимназии Е.Н.Трубецкой, подобно русским молодым людям своего времени, преодолел духовный кризис, выразившийся в отрицании всех традиций прошлого. Он утратил веру в Бога и страстно увлёкся позитивизмом Г.Спенсера и Д.Милля. Господствовавшее в России критическое отношение к общественному и политическому режиму привело его не только к осуждению самодержавия, но и к чисто нигилистическому по своему духу отрицанию всех других ценностей. Возврат к «вере отцов» произошёл после чтения трудов А.Шопенгауэра, А.С.Хомякова, В.С.Соловьёва. Поводом послужила 9-я симфония Л.Бетховена, при прослушивании которой вера открылась ему как источник высшей радости. Преодолев раздвоение, он писал, что испытал радость исцеления, поскольку пережил восстановление разрушенной ранее целостности человеческого существа. Окончательный его вывод: «Или Бог есть, или жить не стоит!»
После окончания юридического факультета Московского университета основным его занятием было чтение лекций по правоведению в высших учебных заведениях Киева, а затем Москвы. В возрасте 26 лет он женится на Вере Александровне Щербатовой, в России у них родилось трое детей — Сергей, Александр и Софья.
Впоследствии Е.Н.Трубецкой становится членом Государственного совета и одним из основателей кадетской партии, из которой он позже вышел. В 1906 году был избран депутатом 1-й Государственной Думы, политически ориентированной на создание конституционной монархии, являлся одним из основателей «Партии мирного обновления» и издателем журнала «Московский еженедельник», в котором пытался ввести в политику понятия совести, чести. Он горячо поддерживал реформы П.А.Столыпина как средство мирного перехода к буржуазно-демократическому строю. При этом главную опасность видел в атеизме. Рост материального благосостояния, писал он, при духовном оскудении обессмысливает все усилия. И теперь то же самое мы можем сказать и об экономическом развитии современной России.
После закрытия «Московского еженедельника» в начале 1910 года князь Е.Н.Трубецкой вместе с М.К.Морозовой основывает издательство «Путь» с целью приобщения русского читателя к национальной философской классике.
Е.Н.Трубецкой приветствовал Февральскую революцию 1917 года, а все последовавшие затем тяжкие бедствия социалистической революции и Гражданской войны он в конце жизни осознавал как возмездие за исторический грех народа против Веры и Отечества и в особенности, подчёркивал он, за недостойное отношение русского духовенства к своей религиозной и общественной миссии. Тем не менее свои взоры обращал к последнему спасительному средству — Церкви: «На нашей равнине это та единственная возвышенность, которую смерть доселе не смогла сровнять с землёю…» В июне 1917 года был делегатом Всероссийского Поместного Собора, итогом которого явилось восстановление Патриаршества в России и избрание Патриарха Тихона. Однако эти меры были слишком запоздалыми и уже не смогли переломить ситуацию краха старой России и Белого движения. Тем не менее Е.Н.Трубецкой примкнул к этому движению и до конца жизни верил в иллюзию победы.
В своих многочисленных публицистических статьях он указывал, что основной источник всех болезней России — оскудение духовной жизни, упадок патриотизма, преобладание материальных интересов над духовными, оскудение веры и любви. Уповал на то, что спасение возможно только путём церковного противостояния мировому богоотступничеству. Все последние месяцы своей жизни на Белом Юге в Краснодаре и Новороссийске он в переполненных залах читал публичные лекции «О религиозном возрождении России». Церковь ненавистна, говорил он, потому что возвещает закон иной жизни и воспрещает людям глотать живьём друг друга. Духовный паралич наступает, когда народ утрачивает веру в себя, утверждал он. Сколько же раз Россия переживала и ныне, в XXI веке, переживает это мучительное состояние!
Умер Е.Н.Трубецкой в возрасте 56 лет от тифа 5 февраля 1920 года по новому стилю, а по старому 23 января, в период трагического исхода Белой армии из Новороссийска. В это время в городе находились несколько его родственников, ожидавших парохода для выезда за границу. Перед смертью он исповедался у священника и причастился в жизнь вечную. Всем запомнились его последние слова: «Пора начинать Великую литургию, отворите Царские врата…»
Ныне особенным образом чтят память Е.Н.Трубецкого. В 2005 году в Москве был создан «Образовательный фонд имени братьев Сергея и Евгения Трубецких». В Новороссийске у могилы философа, находящейся рядом со Свято-Успенским храмом, 15 ноября 1991 года состоялась закладка камня, на котором было высечено: «Здесь будет поставлена часовня в память Е.Н.Трубецкого и всех в российской смуте убиенных». Но лишь в 1993 году небольшой группой почитателей философа на его могиле был установлен серый гранитный крест.
Эпизодически в Новороссийске силами московского Образовательного фонда, президентом которого является священник Георгий Белькинд, а также философского общества города проводятся религиозно-философские чтения по проблемам главных философских сочинений Е.Н.Трубецкого: «Миросозерцание В.С.Соловьёва», «Метафизические предположения познания», «Смысл жизни». Многие из идей, разработанных князем Е.Н.Трубецким, перекликаются с современностью, помогают осмысливать проблемы нашей современной жизни. Так, в рассказе писателя В.Крупина «Пейзаж после битвы» есть монолог в виде исповеди современного врага России. Процитирую один абзац из этого монолога: «У нас есть сектор отвлечения людей от мыслей о смысле жизни. А как же! Серьёзная служба — борьба с Россией: миллионы и миллионы всякого золота, сотни и сотни тысяч сотрудников. Мы замусорили всё ваше свободное время, мы внедрили почти во всякую семью своего агента влияния — телевизор… Все эти смеси убеждений и верований, вся путаница понятий, смешение добра и зла не могли быть совершены просто так, это годы и годы работы… Нам надо от главного оттянуть — от Евангелия!»
А вот другой пример того, как в наших городах, чаще всего на школах, встречаются плакаты с призывом: «Давайте будем жить по закону!» В области права Е.Н.Трубецкой в своё время выступал за правовое государство. Однако он справедливо писал, что сердцевиной закона является нравственное начало, которое проистекает из заповедей Божиих. Е.Н.Трубецкой, так же как и его друг и философ В.Соловьёв, указывали на то, что право есть минимум нравственности, и его задача не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад. Получается, что смысл современного плакатного призыва и смысл правовых идей Е.Н.Трубецкого диаметрально противоположны. На плакате проявляется чёткий след ориентации на Запад, который мы продолжаем слепо копировать на российской почве. Этим, однако, я не хочу сказать, что для них это плохо, если их право исторически вошло в плоть и кровь каждого европейца и работает на западную цивилизацию, ориентированную на общество потребления. Но у Е.Н.Трубецкого явственно выражена русская православная позиция к закону и праву.
Суть её заключается в том, что исторически русский человек был ориентирован не столько на формальное соблюдение права, сколько на евангельский призыв искать прежде всего Царствие Божие, а остальное всё приложится нам, то есть на совестливое отношение к своему долгу, на принцип авторитета личности. Начиная с Личности Иисуса Христа, патриарха, священника, воинского или гражданского начальника, заканчивая отцом семейства. Поэтому понятно теперь, что девиз «Давайте будем жить по закону!» в глубине сознания русского человека воспринимается так — давайте жить без совести, которая часто досаждает нам, давайте жить по закону. Ибо в нашем сознании часто присутствует мысль, что закон можно обойти, он писан не для всех, всё можно купить. Короче, это очень удивительный призыв к людям поступать правильно не по велению совести, а потому что извне это принудительно заставляет делать закон. По этому поводу святитель Николай Сербский писал, что, когда человек исполнит все законы, тогда сможет он сказать: вот, я дорос до животного, ибо животное живёт, в точности исполняя закон. Да и многочисленным мелким и крупным чиновникам России прекрасное знание законов при отсутствии в душе страха Божия нисколько не помогает удерживаться от соблазна брать взятки и разворовывать казну.
Выходит, что упомянутые лозунги надо писать не по западному образцу, а по православно-правовым идеям русского философа Е.Н.Трубецкого, а именно — давайте жить по совести! Не с таким ли призывом к нации обратился вернувшийся из изгнания А.И.Солженицын? Вспомним и Господа Иисуса Христа, воплотившегося на земле для спасения людей, который обратился не к разработке совершенных законов, а именно к нравственной проповеди среди грешников, призывая к очищению совести покаянием! Чтобы Русский мир существовал и развивался, нашим предкам достаточно было соблюдать Заповеди Божии и держаться Церкви Христовой.
Полагаю, что вопрос о воскрешении исторической памяти философа тесно связан с воскрешением религиозных воззрений Е.Н.Трубецкого, который считал, что в самом ходе истории есть высшая воля Божия, смысл которой нам зачастую трудно постичь. Через Е.Н.Трубецкого всё возвращается на круги своя! Может быть, для этой высшей цели волею провидения не уплыл он в эмиграцию, а лёг в землю новороссийскую, ожидая того часа, когда совершит своё последнее служение России, объединяя в православное всеединство сознание русского народа, который только тогда и сможет познать таинственный смысл жизни. Вот так промыслительно предстаёт перед нами судьба и философское наследие Е.Н.Трубецкого, помогающее верно осмыслить прошлое, без которого нам никогда не понять настоящего.
Вячеслав Михайлович ЧИЖОВ, г. Новороссийск