История «представительства» Валаамского монастыря в Первопрестольной началась ещё в 1862 году, когда более семидесяти человек из именитых московских граждан, «движимые светлым чувством усердия к Валаамской обители», предложили строителю монастыря на Ладоге прославленному ныне во святых игумену Дамаскину построить в Москве часовню во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, у Красных ворот…
Но более тридцати лет Московская городская Дума, казалось, по вполне объективным причинам отказывала Валаамскому монастырю в строительстве даже скромной часовни. Похоже, Господь готовил для возрастающего в духе Северного Афона более достойный подарок.
В 1895 году наместник монастыря игумен Гавриил направляет в Москву монаха Иоанна (Собакина): навести порядок со средствами, поступающими от дома, когда-то подаренного Валааму. Было и ещё одно пожелание-благословение: обители нужна в Первопрестольной своя часовня или церковь. Выбор монастырского посланника оказался верным, и теперь имя смиренного монаха неотделимо от истории возникновения Московского подворья.
Постепенно вокруг отца Иоанна стали собираться благочестивые жители древней столицы. На будущий год многие из них уже поехали с ним на Валаам на освящение ныне хорошо известного нам Спасо-Преображенского собора. В 1897 году на острове гостила с сыновьями Анна Ивановна, супруга почётного гражданина Москвы купца Сергея Семёновича Прусакова. Отметим, что именно в этом году произошло чудесное обретение ныне всемирно известной Валаамской иконы Божией Матери.
Тогда же произошло ещё одно чудо. Помогая строителям одного из скитов, Анна Ивановна повредила ногу. Ей стремительно становилось хуже. Больную отвезли в Сердобль (Сортавала), отец Иоанн молился рядом с ней, а когда приехал Прусаков, он посоветовал ему дать обет прославления преподобных отцов Сергия и Германа. Такой обет был дан. И только что умиравшая Анна Ивановна быстро поправилась.
А дальше стремительно стала развиваться история Московского подворья. Чудесным образом решаются сложные юридические вопросы вокруг владений на 2-й Тверской-Ямской улице. Купец Прусаков выкупает их, настойчиво добивается у московских властей и епархиального начальства разрешения на строительство здесь часовни и помещений для братии Валаамского монастыря. Пожертвованная площадь 9 марта 1899 года Высочайше была навсегда утверждена за Валаамским монастырем.
27 июля 1900 года игумен Гавриил совершил закладку часовни и подворья. Спустя год, 18 октября 1901 года, митрополит Московский и Коломенский Владимир (будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий) освятил в верхнем этаже здания главный престол и храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, вмещающий более тысячи человек. 21 октября игуменом Гавриилом был освящён второй придел в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская».
На строительстве величественного строения, построенного по проекту известного архитектора А.Н.Роопа, трудились около 10 тысяч человек. По воспоминаниям прихожан, «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Иконостас верхнего храма с золочёной резьбой был изготовлен на Валааме. Иконы для него написаны знаменитым художником и реставратором Василием Гурьяновым (его очень ценил государь Николай II и даже был восприемником от купели его дочери) и другим известным живописцем Фёдором Соколовым. Расписывали подворье, а также писали иконы для него иконописцы Валаамского и Дивеевского монастырей.
Работали здесь и художники школы Виктора Васнецова, не случайно на лестничной арке изображён знаменитый васнецовский образ Божией Матери «Благодатное Небо». По преданию, он сам правил лики Евангелистов в парусах купола и роспись «Бог Слово» на западной стене верхнего храма. Для иконостаса верхнего храма был написан на Валааме точный список Валаамской иконы Божией Матери. Прихожане могли поклониться чтимой Иерусалимской иконе; здесь были часть Ризы Богородицы, часть камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский, и частица его мантии; частицы мощей угодников Божиих.
Храм получился величественным, но одновременно уютным и радостным. Москвичи сразу полюбили Валаамское подворье — древний валаамский распев, строгость и продолжительность монашеских служб, даже то, что мужчины и женщины на службе здесь молились раздельно — мужчины стояли в храме, женщины — на просторных хорах. Дети бежали сюда каждое утро на краткий молебен для учащихся. Ежедневно здесь служились две литургии.
Много славных имён связано с Московским подворьем Валаамского монастыря. Упомянем здесь лишь имя старца Бориса (Монахова), который в 1913 году на острове, будучи ещё рясофорным послушником, во время богослужения сподобился видеть у ног Валаамской Божией Матери преподобных Сергия и Германа в схимах. Через год он был направлен на Московское подворье, выполнял послушание пономаря и звонаря и здесь же пострижен в мантию с именем Борис. Июльским летом 1915 года после воскресной службы на подворье он обрёл чудотворную икону «Споручница грешных», которую через два года увёз на Валаам… В конце жизни уже в Псково-Печерской Лавре он принял схиму с именем Николай.
Отец Борис успел уехать на духовную родину до страшных событий 1917 года. А для остальных насельников и прихожан Валаамского подворья так же, как и для всей православной России, настали страшные дни.
2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей (Валаамский монастырь оказался теперь за границей, в Финляндии), верхний этаж здания был конфискован для так называемых «социальных женщин», или, как их ещё изящно именовали, «безпризорных матерей». Но даже и в таких условиях монастырская братия твёрдо продолжала своё служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам-живоцерковникам.
Святитель патриарх Тихон высоко ценил братию Валаамского подворья. И после того, как при нём злоумышленники убили его келейника Якова Полозова, даже собирался поселиться в этой московской обители (чего власти, разумеется, допустить никак не могли). Незадолго до своего заточения, совершая Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, Патриарх Тихон назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и светочем веры в Первопрестольной столице Царства Российскаго» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обременённым».
Власти закрыли ненавистный храм в 1926 году. Здесь был арестован мученически погибший позже архиепископ Астраханский Фаддей. Многие из священноиноков арестованы и репрессированы как «нелегальная антисоветская группировка церковников».
Канонизированы в 2000 году преподобномученики — игумен Афанасий (Егоров, насельник Московского подворья, с 1921 г. — келейник митрополита Сергия [Страгородского] — главное обвинение Верховного суда, позже игумен, расстрелян 19.8.1937 г.), игумен Никанор (Орлов, и. о. настоятеля подворья, расстрелян 29.11.1930 г.), иеромонах Галактион (Урбанович-Новиков, эконом подворья, расстрелян 19.12.1937 г.), иеромонах Таврион (Толоконцев, клиросное послушание, умер в заключении 7.06.1939 г.), иеромонах Арефа (Митренин, чреда священнослужения, умер в ссылке в ноябре 1932 г.).
Величественное здание подворья тоже было «репрессировано»: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали брёвнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали. К счастью, уникальные росписи подворья не были сбиты, закрытые шестью-девятью слоями краски они сохранили даже яркость цветов.
Много десятков лет здесь находилась поликлиника №36 Фрунзенского района г. Москвы. К началу 90-х годов здание пришло в аварийное состояние. И несмотря ни на что — первая литургия в 1993 году, а 1 мая 1994 года — первая пасхальная служба. И снова Валаамскому монастырю и его подворью помогают благодетели: народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский пожертвовал этой обители один из первых образов «Святитель Николай Чудотворец в житии», в 1996-м начальник подворья иеромонах (сейчас игумен) Варсонофий принял в дар большую коллекцию ценных икон, в 1997-м восстановлена звонница, и в Великий Четверг на 2-й Тверской-Ямской снова раздался колокольный звон. В 2005 — 2010 годах были проведены масштабные ремонт и реставрация.
С марта 2011 года наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий возглавил Синодальную комиссию по канонизации святых. Теперь она размещается на Московском подворье.
Любимое москвичами подворье — это своеобразный штаб Валаама в столице. Паломническая служба Северного Афона открыта для всех. При первом удобном случае мчатся на остров — волонтёрами или паломниками — юные и молодые прихожане подворья. В 1995 году была создана община сестёр милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери. Кроме московского, уже действуют три региональных отделения сестричества. Сёстры два раза в неделю кормят бездомных в районе Белорусского вокзала, помогают одиноким старикам в Коломенском районе, опекают 9 школ-интернатов и домов ребёнка в Московской, Рязанской, Тульской и Калужской областях, шефствуют над женской колонией в Костромской области.
Священники подворья окормляют больных в приписных храмах — во имя свт. Николая при НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, в честь иконы Божией Матери «Целительница» при медсанцасти №33 Московского почтамта, в часовне во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при ЦКБ № им. Н.А.Семашко.
Валаамское подворье становится всё более притягательным для прихожан и жителей столицы. Замечательная копия Валаамской иконы, привезённая в 1997 году с Валаама, давно уже стала чудотворной. По молитвам к ней рождаются дети, исцеляются тяжёлые болезни, улаживаются сложные квартирные вопросы… А года два назад Царица Небесная, оценив усилия девушек-прихожанок, которые с любовью украшают своё подворье цветами, Сама прислала к Своей иконе вазу немецкого хрусталя, украшенную серебряными розами. Но это истории, достойные отдельного рассказа.
Так же, как чудеса от других чудотворных икон подворья. Поразительной силы образ великомученика и целителя Пантелеимона, принадлежавший преподобному Аристоклию Афонскому. Икона свт. Николая (пожертвованная Иннокентием Смоктуновским) с частицей его мощей. Образ св. прав. Анны с частицей её мощей.
Много и других святынь — иконы с частицами мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свт. Иоанна (Сан-Францисского и Шанхайского), великомученика Георгия Победоносца, св. блж. Матроны Московской. Реликварии с частицами мощей свт. Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия Медиоланских, вмц. Анастасии Узорешительницы, преподобного Антипы Валаамского, преподобных Глинских старцев, преподобных и блаженных Дивеевских…
Человек, входящий на Валаамское подворье, идет вверх по лестнице вместе с Господом — Его встречает ликующий народ на стенной росписи «Вход Господень в Иерусалим» — и Пречистой Богоотроковицей — справа роспись «Введение во храм Пресвятой Богородицы». И далее ко храму его ведут все святые, в земле Российской просиявшие. Поверьте, они ждут и вас.
Галина Григорьевна ВАСИНА