27 марта — Воскрешение праведного Лазаря
Многим известно короткое и жестокое изречение: «Кто сильный, тот и прав»... И как мы привыкли к тому, что грубая сила, подминающая под себя маленьких, ничего не значащих в сём мире людей, провозглашает свой произвол, господство и торжество, нисколько не смущаясь воплями и протестами «униженных и оскорблённых», не правда ли?
Такова смерть! Страшна её власть, ужасно неумолимое приближение! Смерть подобна хищному зверю, не знающему сострадания к выбранной ею жертве. То крадётся, сливаясь в сумерках с окружающими предметами, так что лишь самое чуткое ухо различит за спиной её напряжённое дыхание, то набрасывается с шумом и рёвом, не считая нужным скрываться, и опрокидывает навзничь, на виду у всех «тварей дрожащих»... Смерть... Поднимая вместо скипетра свою загнутую и зазубренную косу, в развевающейся белой мантии, которая лишь подчеркивает отталкивающее безобразие костлявой фигуры с чёрными пустыми глазницами, верхом на «бледном коне», она в течение многих тысячелетий безраздельно господствовала над порабощённым ею несчастным родом человеческим, почтенным некогда даром безсмертия... И казалось, некому было положить предел её всеразрушающей тирании...
Впрочем, Этот Некто, имеющий в конце времён «стереть главу змия» (т.е. победить смерть), являл в мире Своё присутствие через пророков, мужей, осенённых силой Божией. Вот пламенный Илия вдыхает жизнь в умершего сына вдовицы Сидонской; вот святой Елисей свершает чудо воскрешения, подобно своему вознесённому на небо учителю... Но это были лишь малые и редкие отблески той Молнии Божества, Которая озарила вселенную, явившись на земле под завесой человеческой плоти, в смиренном «образе раба». Эта Молния — Слово Воплощённое, Владыка неба и земли, Победитель ада и смерти, Господь и Бог наш Иисус Христос!
Он не спешит навестить разболевшегося друга Своего Лазаря, извещая учеников, что болезнь эта не к смерти, но к славе Божией. Он испытывает мужество апостолов, изъявляющих готовность пойти в Иудею и «умереть вместе с Ним», Учителем, Который восхотел «разбудить» уже умершего. Он утешает плачущих сестёр почившего Лазаря, Марфу и Марию, словами, которых ещё никогда не слышал мiр: «Аз есмь восресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек...» (Ин. 11,25-26).
Видя слёзы сестёр, глубокую печаль прочих сродников и друзей Лазаря, пришедших сюда, в Вифанию, из Иерусалима и окрестных селений, Иисус «Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился...». Тот, Кто создал некогда человека для нетленной жизни, Тот, Кто не сотворил смерти (завистью диавола вошедшей в мiр посредством греха), Тот ныне, скорбя внутренне, как человек, подходит к пещере, служившей гробом, и просит отвалить камень от входа в склеп...
Смерть уже засвидетельствовала о своей безпощадной власти над бренной человеческой плотью ужасным запахом тления, убивающем, кажется, всё живое... Из отверстого входа в пещеру тянуло сыростью. Непроходимый мрак сокрывал ведущие вниз ступени, как будто налагая запрет на всякого, кто только ни покусился бы нарушить вечное безмолвие могилы... Спаситель, встав перед входом, возвёл очи к небу и изрёк: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11,41 — 42). Так Предвечное Слово беседовало с Небесным Отцем в преддверии события, которого ещё не видела вселенная...
Сказав это, «Он воззвал гласом великим: Лазарь, гряди вон». Кто слышал когда, чтобы дракон, проглотивший свою жертву, исторг её из пасти живую и невредимую? Легче возвратиться минувшему дню и вновь зажечься погаснувшей звезде, чем ожить человеку, душа которого вышла из тела, а самоё тело разложилось и разрушилось... Между тем, «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11,44— 45)... Так ученик просто и непредвзято свидетельствовал о страшном и великом чуде, увенчавшем Божественное деяние Искупителя в преддверии Его собственной живоносной смерти и Воскресения.
Вот тогда-то содрогнулся ад и подвигнулись его безчисленные «вереи и заклепы». На прежде угрюмом и неподвижном лике смерти вдруг явилось выражение испуга и растерянности... Птицей выпорхнула душа друга Христова из мрачных подземелий, послушная Божественному гласу, который проник в отдалённые уголки ада... Она стала первой ласточкой, предвозвестив грядущую весну всеобщего воскресения!
Как во мгновение ока обновились ткани распадшегося на составные части тела? Как восстал со смертного одра воскрешённый и, связанный по рукам и ногам погребальными пеленами, шёл по ступеням, в то время как плат ещё закрывал его очи? Всё это было делом Божественного всемогущества, объясняет святой Иоанн Златоуст, который негодовал на ожесточение сердец гонителей Христа. Ведь они положили с того времени убить Иисуса, явившего власть над жизнью и смертью...
А мы, благоговейные чада и ученики Христовы, вместе со всею Церковью поклоняясь в эту субботу Господу Живодавцу, сокроем глубоко в душе, запечатлеем на сердце богодухновенное евангельское свидетельство о Лазаревой воскрешении. Будем жить в чаянии всеобщего Воскресения, тёплой молитвой к Победителю смерти прочь отгоняя всякое сомнение и неверие в вечную жизнь, если только они когда посмеют приблизиться к нам!
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ