Надежда Васильева - "Кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё"

Архив: 

29 марта — 3 апреля — Страстная седмица — единственная в году, и готовимся мы к ней весь Великий пост. Не будет у нас Страстной седмицы — не будет и Пасхальной радости. И вечная наша участь зависит от того, насколько мы сострадали вместе со Христом в нашей земной жизни, особенно в дни Страстной седмицы.

И сейчас мы, не мудрствуя лукаво, по Евангелию, переживём каждый день Страстной седмицы ещё раз

Ужасались ученики, следуя за Христом каждый день в Иерусалим в последние дни Его жизни. Ужасались, но шли. И это — подвиг. Потому мы и чтим их как апостолов. Все в Иудее знали, что фарисеи решили предать Его римлянам на распятие: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него... Лучше, чтобы один человек погиб, чем весь народ» (Ин. 11, 48-50). Он был тот Мессия, которого они ожидали веками. И вот Он пришёл, но они не приняли Его. Не могли принять, потому что Христос был духа другого. И сейчас многие из них не могут Его принять.

За шесть дней до Пасхи ветхозаветной Господь пришёл в Вифанию, маленький городок близ Иерусалима, в дом Симона прокажённого. И здесь Мария, сестра воскрешённого Лазаря, возлила драгоценное миро на ноги Его. Иуда при этом с возмущением сказал, что можно было выгодно продать это миро, а деньги раздать нищим. На деле, как замечает апостол Иоанн, не о нищих он заботился, но был вор и, имея при себе денежный ящик, куда все опускали щедрые подаяния, хотел забрать эти деньги себе. Но Господь сказал: «Оставьте ее, Она приготовила Меня к погребению».

Тогда Иуда пошёл договариваться с фарисеями о том, как удобнее, в темноте ночи, предать им Христа. Он даже денег запросил за своё подлое деяние мало — цену самого дешёвого раба. И замыслив предательство, как ни в чём не бывало продолжал ходить со Христом и другими апостолами. Вместе со всеми сидел за Тайной Вечерей, той самой, во время которой мы теперь причащаемся утром в Страстной четверг.

Господь много раз говорил Своим ученикам, что над Ним надругаются, будут бить, оплюют, распнут и в третий день Он воскреснет. Говорил для того, чтобы подготовить их души к предстоящему испытанию. Но они, как известно, не услышали Его. Апостолы Иаков и Иоанн вдруг стали просить себе «места» по правую и по левую сторону от Него, т.е. места распятых вместе с Ним разбойников, потому с горечью он ответил им: «Не знаете, о чем просите». А другие Его ученики стали возмущаться: почему им, а не нам почётные места?

Так и мы живём поныне: Сын Божий стал Человеком для того, чтобы сказать нам слова неземной мудрости и тем исцелить нас от душевных болезней, а мы Его не слышим. Даже читаемое в храме Евангелие мало кто слышит. Мы своим грешным умом живём и часто при этом восклицаем: «Господи, за что мне такие искушения, страдания?» А за то, что смирен и кроток не стал, как учил Христос. Сказано: «Бог гордым противится, смиренным даёт благодать». Что такое смирение, мы даже отдалённо не понимаем. Смирение — это святость. Святые жили по Евангелию, а мы — нет. По грехам своим и страдаем.

В Страстной понедельник в назидание всем нам засохла безплодная смоковница. Многие до сих пор её жалеют. А себя нам не жалко, — стоим в храмах, с виду как живые люди, но плодов жизни во Христе совершенно не имеем. Одни засохшие смоковницы вокруг. И ведь часто до гробовой доски такими остаёмся.

Все мы знаем притчи, которые говорил Господь в храме в Страстной вторник: о десяти девах, ожидавших Жениха, о том, что пять из них оказались неразумными — елея в светильниках у них не было, т.е., по толкованию святых отцов, любовь, благодать в их душах отсутствовала. Отвергнуты они были Женихом-Христом. И нас ведь Он отвергнуть может. Многие ли елеем запаслись? А ведь не трудно хотя бы малое доброе дело совершать каждый день, и елея в твоём светильнике прибавится. Какое безумие, пренебрегая словом Христа, Его страданиями, расталкивая всех локтями, лезть вперёд...

Притча о нерадивых виноградарях была сказана Господом прямо в лицо фарисеям: «Отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21,43). Это ведь и о нашем народе сказано, и нам дано. Много плодов принесли наши предки. И мы должны постараться принести.

И о брачном пире в Царствии Небесном рассказал в Страстной вторник Господь: званые, т.е. те же фарисеи, не захотели прийти. Тогда Он велел служителям Своим, Ангелам, позвать всех, и злых — заметьте, в первую очередь, — и добрых. Это снова о нас. Но не оказаться бы нам на том пиру в небрачной одежде... Брачной, т.е. блистающей благодатью, праздничной может стать только одежда человека кающегося: «Много званых, мало избранных» (Лк.14,24). Вот о чём надо помнить.

В этот же день Он гневно обличает книжников и фарисеев, лицемеров. Называет их змиями, порождениями ехидны. Говорит им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23,38). Это сакральные слова. Они означают, что благодать Божия оставляет ветхозаветный храм навсегда. Через несколько лет он будет разрушен римлянами. Новый храм на его месте, внешне похожий на старый, построят уже для антихриста, не дай Бог дожить до этого дня...

И о том, что будет отвергнут Господом каждый, закопавший свой талант, данный Богом, сказал в этот день Христос. И о Страшном суде, где определена будет вечная участь каждого человека. Все притчи Его просты, понятны даже ребёнку, потому ничего не сможем мы сказать в своё оправдание, если жили как хочется, а не как Бог велит. В завершение этого дня, оставшись наедине со своими учениками, Христос опять сказал им: «Сын Человеческий будет предан на распятие».

В Великую Среду Господь уже готов к погребению. А душа Иуды готова к предательству. Первосвященники принимают окончательное решение распять Его, но привести приговор в исполнение имеют право только римляне.

Фарисеям очень надо было, чтобы Христа казнили у всех на виду, «по закону», чтобы прежде был суд, — всё как положено. Чтобы на веки вечные забыли этого Человека, а если и вспоминали, то только как жалкого распятого нищего. И все инструменты власти у них для этого были. Заставить римского прокуратора вынести смертный приговор невинному — проще простого, достаточно пригрозить, что донесут в Рим, будто прокуратор не друг императору, т.е. предатель. Это обвинение грозит неминуемой опалой. А государственные чиновники во все времена очень дорожили своими должностями. И ещё огромная толпа людей, прибывших из всей Палестины в Иерусалим праздновать ветхозаветную Пасху, была у них в руках. Толпой ведь легко манипулировать, настроить её на нужную волну. Тысячи людей встанут на площади перед дворцом прокуратора и будут кричать: «Распни, распни Его!» И он, испугавшись бунта, на всё согласится.

В ночь с четверга на пятницу была Тайная Вечеря, — Господь установил на веки вечные непостижимое человеческим умом Таинство Причащения. И, как свидетельствует апостол Иоанн, причастившись Тела и Крови Христовой, после того, как Господь умыл, как и всем ученикам, ноги Иуде, тот встал и пошёл к фарисеям предавать Его.

А Господь начал свою последнюю в земной жизни беседу со Своими верными учениками (Ин. 13 —16). Он знал, что после ареста Его все они, кроме апостола Иоанна, в страхе разбегутся, что даже апостол Петр — камень — трижды отречётся от Него, но знал и то, что все они в День Сошествия Святого Духа станут основанием Церкви Его на Земле и будут верны Ему до своей мученической кончины. Главная заповедь Нового Завета, которую апостолы должны будут передать всему мiру: «... да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Читали мы это в Евангелии много раз. Да, только читали...Может ли мiр узнать в нас учеников Христа? Нет, ещё нет. А Господь говорит Своим ученикам и нам: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои». И снова, чтобы усвоили: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих», — кажется, одно и то же всё повторяет и повторяет Он, как глухим. Это нам. Как мы можем называть себя христианами, т. е. любящими Христа, не имея любви?

Посмотрим на себя со стороны в храме в любой воскресный день. Кто мы? Не случайно ли здесь оказались? Если бы все «случайные», не слышащие слов Христа ушли, то в храме у Креста Господня осталось бы два-три человека. А что будет с теми, которые регулярно ходили в храм и считали, что этого достаточно? А вот что: «Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает». Как всё подробно и просто объясняет Господь! Но мы не понимаем.

Трижды Господь во время этой последней беседы с учениками повторяет: «Да любите друг друга». А в чём истинная любовь? Она в готовности «душу свою положить за други своя», в способности отдать ближнему хотя бы немного внимания, сочувствия. И тогда: «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». Не там мы все радости ищем, потому что глухи к слову Божию.

Потом Господь помолился Отцу Своему о тех, которых Он дал Ему, не о всём мiре, который возненавидел и Его, и их, потому что они не от мiра. И повёл их в Гефсиманский сад, куда часто ходил с учениками Своими. Иуда знал об этом. Знал и Господь, что сюда предатель приведёт стражников.

Началась Великая пятница, день страданий Христа. Иуда, подойдя к Господу, сказал: «Радуйся, Учитель!» И поцеловал Его. Тотчас воины взяли Его, как преступника. После неправедного судилища повели Христа за городские ворота, на Голгофу.

Распятый на Кресте Господь молился Отцу Своему, чтобы Он простил злословящих Его, ибо они не ведали, что творят. У Креста Христова стояли Матерь Божия и апостол Иоанн. Господь сказал Матери Своей: «Жено, се сын Твой» (Ин. 19, 26). И тем усыновил всех христиан Богородице. И умирая, произнёс: «Свершилось!» — свершилось спасение рода человеческого. Но каждый из нас должен сам соизволить принять спасение, ради которого Господь принял крестные муки.

Надежда Александровна ВАСИЛЬЕВА

 "Страсти Христовы". Неизвестный художник 15в. Нидерланды