Если цивилизации сравнивать с людьми, то наша похожа на уличную торговку. Ощупывая липким взглядом, она, зазывая к лотку, хватает за одежды - никто не уйдёт от неё с пустыми руками. Торговое ремесло сегодня не просто в почёте, купля-продажа - стержень нашей цивилизации, где гонку вооружений сменила гонка потребления
Важнейшей из наук стал маркетинг, искусством заправляет реклама, а человеческие отношения свелись к public relations. В России «гомо советикуса» сменил человек-телезритель — прикованный к экрану, безпомощный без электронного поводыря.
Опровергая хронологию, за 1991 годом пришёл «1984-й»: живущие инстинктами люди, управляемые, как радиомашинки, будто сошли со страниц оруэлловской антиутопии. При тоталитарном социализме следят за поступками, при тоталитарном капитализме — под контролем мысли и желания. Ловцы человеческих душ составляют досье на каждого: что пьёт, что ест, с кем живёт, где отдыхает. Сотни институтов разрабатывают методы, определяющие за нас, что лучше, что хуже. У маркетологов развязаны руки, их пропаганду не ограничивают ни уголовные, ни нравственные законы.
Реклама давно вышла за рамки торговли, став неотъемлемой частью жизни. Книги, газеты, фильмы полны скрытой и явной рекламы, друзья — переносчики вирусного маркетинга, а благотворительность — лишь одна из статей рекламного бюджета. Сегодня одни живут, подчиняясь рекламе, другие — уворачиваясь от её ловушек,
В России на рекламе уже выросло целое поколение, чей главный жизненный принцип: продавай всё, что покупается, покупай всё, что продаётся! Города наводнили люди-рты, люди-кошельки, люди-офисы. Их фантазии ограничивают рекламные буклеты, а мысли — слоганы. Их разговоры сводятся к обсуждению покупок, и свободное время они проводят в храмах торговли. Делясь впечатлением о путешествиях, описывают гостиничные номера. Обедая в ресторанах, говорят только о еде. За рулём разглядывают чужие машины, сравнивая, завидуют или презрительно отворачиваются. Вот уж кто действительно встречает по одёжке — но провожает не по уму, а по банковскому счёту! Кричащая на каждом углу реклама, использующая для своих целей основной инстинкт, срывает покров тайны, делая запретный плод обыденным. Внутри такого общества даже комфортно, главное — не задумываться, зачем живёшь, не вспоминать, что смертен, а мечты ограничивать постройкой загородного дома.
Но как в нём жить человеку?
«Не смотри телевизор, не читай газет, не езди в метро, не разговаривай с людьми!» — советуют те, кто отрицает современный образ жизни. Мол, это масскульт и массбыт, а для избранных открыты музеи и театры. Но пошлость как чума: достаточно пары крыс, чтобы вспыхнула эпидемия. На сцену Большого театра просочилась порнография, в филармонию — концерты «Бах forever». Интернет, как чучело соломой, набит рекламой и пропагандой, 70% пользователей обращаются только за свежей «порнухой»,
Когда национальной идеей становится комфорт, научные достижения не идут дальше съедобной посуды и ароматизированной туалетной бумаги. Зато рекламные технологии развиваются семимильными шагами. Как скоро в наши головы станут вшивать чипы, чтобы ночью вместо грёз нам снилась реклама? Вопрос недалёкого будущего, дело за технологией, а психологически мы готовы.
Может, это не так уж плохо? Не будет мечтаний, а значит, и метаний, будет неведома любовь — но и одиночество. Потребности будут ограничены заложенной программой — и мы не попросим больше, чем нам дадут. Не будет ни общественных бунтов, ни мучительного личностного выбора. Мiр, населённый одномерными людьми, станет похож на рекламный плакат — красочный и плоский.
Не правда ли, мы этого достойны?!
Елизавета Борисовна АЛЕКСАНДРОВА