Среди Великого поста, когда мы слышим строгие покаянные молитвы, когда не принято читать акафисты, Церковь внезапно расцветает благоуханием Похвалы Божией Матери. Она не находит слов, чтобы выразить свою любовь, своё благоговение перед Пречистой Девой Марией, Божией Матерью, размышляя о Её девстве и о Её материнстве,
20 марта - Похвала Пресвятой Богородице
о тайне человеческой личности Её — Самой святой из всех людей, Самой близкой ко Господу. Святость человеческого естества измеряется степенью его близости ко Господу. Никто так, как Она, в роде человеческом не послужил тайне искупления. Своим непостижимым соединением со Христом Она сподобилась быть Матерью Божией.
В тайне девства и материнства открывается нам Её материнское служение всему роду человеческому. Она наша духовная Мать, Она предстательствует за всех нас. И открывает совершенное христианское служение, которое во внешнем своём выражении и внутреннем стоянии неотделимы. Поэтому, наверное, так славится Божия Матерь безчисленными Своими чудотворными иконами, через которые Она спешит к нам на помощь, когда решаются судьбы народа, судьбы нашей Церкви. Мы знаем Владимирскую, Казанскую, Тихвинскую, Державную и многие другие иконы Божией Матери. Как море, широка любовь народная к Ней, и чувства верующих полнее всего проявляются во время праздников в честь Её чудотворных икон.
Что ещё мы можем сказать о святости Божией Матери? Все святые святы святостью Самого Бога. Но каждый из них отражает в своей святости какую-то одну, самую дорогую для него черту Христа. Одни прославились больше всего в подвиге поста и молитвы; другие полюбили ревность Христову к истине и правде; третьи явили Христово послушание даже до смерти, и смерти крестной, мученической. А в Божией Матери — святость всех святых. Но самое удивительное для нас, может быть, в том, что Пресвятая Дева — образ сокрытой от мiра святости, проявляющейся в обыденной жизни, не привлекающей к себе внимания, умеющей остаться незамеченной. Как будто с самого рождения Она уже слышит слово Своего Божественного Сына: «Научитесь от Меня, яко кроток семь и смирен сердцем» и «всякий смиряющий себя возвысится». Как дивно Господь «призре на смирение рабы Своея»! Совершая Похвалу Пресвятой Богородице, попытаемся сделать вслед за Ней шаг по дороге смирения. И осмыслить связь Её смирения с исполнением Её пророчества: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».
Оно исполнялось в течение веков, — мудрецами и простецами, царями и нищими, юношами и девами, зрелыми мужами и младенцами, едва начинающими говорить. В шумных городах и глухих деревнях, на вершинах гор и в пропастях земных, в храмах Божиих и на дорогах, среди радости и среди скорби, в час сугубой благодати и в час смерти. Миллионы и миллиарды христиан отошли ко Господу с Её именем на устах. На всяком месте и на всякое время призывают Её заступничество «вси роди». В самых разных обстоятельствах безчисленные голоса на всех языках возносят хвалу Божией Матери, умоляют умилосердиться о Её чадах, попавших в беду. Во все дни не смолкает этот вопль человечества к Божией Матери. Он не может не привлекать Божие милосердие. Наша молитва сегодня сливается со всеми молитвами, прославляющими Её и требующими Её заступления.
Дух Святой научает всех верных в течение веков, что самый лёгкий доступ ко Господу — через Божию Матерь. Вот почему мы исполняемся такого великого доверия к Ней и к Ней прибегаем. Это самый прямой наш путь ко Христу. Кто хочет сохранить любовь к Богу, говорят святые отцы, тот да следует свято древнему обычаю Церкви: на всякое время и на всякий час приносить Ей ангельское приветствие и соединять своё обращение ко Господу, к имени Иисусову, с Её пречистым именем. А тем, кто носит Её образок на себе вместе с нательным крестиком или в нагрудном кармане имеет Её бумажную иконочку, или окружает себя Её изображениями в комнате, в автомобиле, за рабочим столом — так естественно обращаться к Ней даже без слов.
Если мы решимся с сегодняшнего дня часто молиться Божией Матери, нам будет дано узнать, почему Святая Церковь говорит, что Божия Матерь — упокоение труждающихся, утешение плачущих, больных исцеление, обуреваемых пристанище, грешных прощение, скорбящих радость, прибежище в^ех молящихся Ей. И мы поймём, почему святые и поэты не находят слов, вместе с Ангелами пытаясь проникнуть в тайну Её безконечного смирения: «Той, Которая безконечная высота, потому что Она безконечно нисходит к нам. Той, Которая безконечная чистота, потому что Она безконечно смиренная. Той, Которая безконечная красота, потому что Она безконечно милостивая. Той, Которая безконечно богатая, потому что Она безконечно нищая. Той, Которая безконечно великая, потому что Она безконечно малая. Той, Которая безконечно небесная, потому что Она безконечно земная. Той, Которая безконечно в вечности, потому что Она безконечна во времени. Той, Которая безконечно выше нас, потому что Она безконечно среди нас. Той, Которая Мать и Царица Ангелов, потому что Она Мать и Царица людей. Той, Которая безконечно Царица, потому что Она самая смиренная из всех созданий. Той, Которая единственная Царица, потому что Она — самая смиренная раба. Той, Которая самая близкая к Богу, потому что Она самая близкая к людям. Той, Которая безконечно спасает всех, потому что Она безконечно спасена Сама. Той, Которая с нами, потому что Господь с Ней. Той, Которая Заступница наша, потому что Она благословенна в женах и благословен плод чрева Её — Христос. Той, Которая безконечно радостная, потому что Она безконечно скорбящая. Той, Которая не отступает ни от кого, Единственная, кто может говорить со властью Матери».
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ