Ксения Авдеева - Польские дети Оптиной пустыни

Архив: 

Уединённое местечко Войново на северо-востоке Польши, на прекрасных Мазурских озёрах, отличает удивительная тишина и благодатный покой. Вокруг села сомкнулась густая Писская пуща, за день по неширокой просёлочной дороге проезжает не более десятка машин. Дорога эта давно разделила маленькое Войново на два мiра.

Слева, за крепкими стенами, находится старообрядческий Свято-Троицкий монастырь, основанный в середине XIX века, долгие годы бывший центром духовной жизни огромной старообрядческой общины, а ныне превращённый предприимчивыми католиками в модный центр туризма.

На мысе озера — древнее православное кладбище, а справа, на другом краю села, стоит деревянный Успенский храм процветающей Покровской православной обители.

150 лет назад в Воинове, тогда ещё поселке Эккерсдорф Восточной Пруссии, кипела напряжённая духовная жизнь. Между православными и староверами проходили горячие религиозные дебаты, строились храмы и обители.

Монастыри в Воинове, Свято-Троицкий и Покровский, были основаны двумя выдающимися русскими людьми: старообрядцем архимандритом Павлом (Леднёвым) Прусским, впоследствии настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, и насельником Оптиной пустыни, в прошлом боевым царским офицером, православным иеромонахом Александром (Аваевым). Они были подвижниками, смысл жизни которых в служении Иисусу Христу. Но разными были их пути к Богу.

Отец Павел, происходивший из купеческой семьи убеждённых раскольников, полжизни отдал защите староверов, при этом постоянно искал истинную веру. Освободившись от своих заблуждений, он сумеет привести тысячи раскольников в лоно Православной Церкви.

Отец Александр был исключительно цельным, гармоничным, светлым человеком. Его вера — ясная, твёрдая, не знала сомнений. Он сознательно сразу выбрал служение Богу в Православии, оставил военную карьеру ради монашества, основал женскую православную обитель в Воинове и стал её первым духовником. «Господь мой и Бог мой! Кого убоюся?...» — любил повторять он. С именем Бога успешно преодолевал все трудности и учил этому других.

Память об этих истинных подвижниках веры по сей день хранят в Польше православные и староверы. Но не часто вспоминают на их любимой благословенной родине, в России...

В начале XIX века из России в Восточную Пруссию бежали старообрядцы-филипповцы. Своё название секта получила от имени её основателя, беглого стрелка-раскольника Филиппа. Спасаясь от преследования царских властей, несколько сотен их обосновались на живописных берегах озера. Ещё в 1825 году Прусский король Фридрих Вильгельм II разрешил селиться здесь русским и польским старообрядцам.

Он не питал к ним особой любви, но был реалистом и понимал, что государству нужны люди особой породы и закалки (а такими и были вынужденные бежать из своего Отечества русские), способные работать на неплодородных здешних землях. Именно старообрядцы выкорчевали здесь засохшие леса, осушили болота, построили крепкие дома и возродили жизнь в заброшенных прусских деревушках, население которых сократилось в связи с эпидемиями и войной с Наполеоном почти на 15 %. Поначалу прусские власти даже дали «поморцам-безпоповцам» значительные привилегии, но главное, освободили их от военной службы.

Выходец из Витебской губернии, Сидор Борисов переименовал старинную прусскую деревушку Эккерсдорф в Войново. Здесь построили деревянный дом для молитв, и вскоре село стало мощным духовным центром старообрядческой колонии, насчитывающей более 1000 человек. Впоследствии к ним присоединились староверы из польского Сувальско-Сейненского края и Латгалии.

В 1836 году старцем Лаврентием Растропиным был основан здесь старообрядческий Свято-Троицкий монастырь (единственный русский монастырь в Германии). И руководители старообрядческой общины на Преображенском кладбище в Москве, испугавшиеся строгой политики Императора Николая I, нашли новый духовный центр в далёком Воинове. В то время известным стал молодой, красноречивый миссионер, талантливый писатель-самоучка, прекрасно знающий древнерусскую и святоотеческую литературу, потомственный раскольник 27-летний Пётр Леднёв, впоследствии принявший монашеский постриг с именем Павел. Его-то и отправили в Пруссию, в Войновский старообрядческий монастырь.

В течение 15 лет управлял Павел Свято-Троицким монастырём, ставшим важным центром духовной жизни старообрядцев, живших не только на Мазурском побережье, но и в западных губерниях Российской Империи. Со свойственной ему кипучей энергией и любовью к просвещению Павел возводит несколько новых монастырских зданий, строит библиотеку и школу, преподают в которой церковную грамоту его монахи. Уровень преподавания столь высок, что в Войново отправляют учиться одарённых отроков из России. Основывает он и небольшой женский монастырь в Пупах, неподалёку от Воинова.

И сам постоянно учится. Глубокое изучение святоотеческой литературы и сопоставление богословского наследия с учением раскольников убеждают отца Павла в том, что истина — в Православии.

Его стараниями в городе Пиш создана первая Славянская типография, где печатались труды Отцов Церкви и богослужебные книги на славянском языке. Издавал Павел и религиозно-полемическую литературу, в своём журнале «Истина» жёстко обличал заблуждения поморцев-безпоповцев.

Это имело особенно большое значение для старообрядцев, среди которых было много невежественных, тёмных, да и просто одураченных сектантами людей. Теперь им можно было разобраться в церковной истории, понять собственные ошибки. К этому живо призывал их обладавший непререкаемым авторитетом о. Павел. В 1861 году он бросил открытый вызов «безпоповцам», молится в своём монастыре о возвращении священства старообрядцам, использует своё красноречие и огромные знания для того, чтобы убедить безпоповцев перейти в единоверие.

Он пытается объективно понять причины трагического раскола в Русской Православной Церкви, жестоко разделившего тысячи русских людей, защитников истинной веры и отступников от неё.

Были и среди войновских старообрядцы, свято верующие в свою правоту, жестокие, непримиримые фанатики-безпоповцы, жаждущие власти, готовые умереть за свои убеждения и увлечь в бездну других, не умевшие слушать и не желавшие разговаривать с православными.

Павел Прусский обращается к старообрядцам с просьбой признать свои заблуждения, покаяться и вернуться в лоно Православной Церкви. Но тщетно, большинство старообрядцев уже привыкли к своим убеждениям. И не хотят никаких перемен.

Оставаться в Воинове больше было невозможно. И игумен Павел вместе с 15-ю верными учениками в 1867 году уезжает в Москву. Здесь своей искренностью и широтой знаний он завоёвывает доверие московского митрополита Филиппа Дроздова, почувствовавшего, что перед ним прекрасный миссионер, способный достойно служить Православию.

Великим постом 1868 года о. Павел был торжественно присоединён к Православной Церкви. Менее чем через год рукоположен в иеромонахи, а затем назначен настоятелем Никольского единоверческого монастыря. Отныне его жизнь посвящена борьбе с расколом, проповеди единоверия и миссионерской деятельности. Скончался архимандрит Павел в глубокой старости в апреле 1895 года и был похоронен напротив алтаря Никольского храма, главного в единоверческом монастыре.

Преображенская община старообрядцев Москвы пыталась «реанимировать» гибнущую обитель в Воинове. И в 1897 году сюда приезжает русская инокиня Евпраксия, в мiру Елена Петровна Дикопольская. Она выкупает Войновский мужской монастырь и 30 гектаров земли, прилегавших к нему. Собирает вокруг себя инокинь из сгоревшего монастыря в Пупах и основывает новую женскую единоверческую обитель. Ей необходим постоянный опытный и сильный духовник. И Промыслом Божиим сюда приезжает отец Александр (Аваев), инок Оптиной пустыни, ученик оптинского старца Варсонофия. До прихода в Оптину Александр был царским офицером, поручиком гренадерского полка.

В дневнике оптинского иеромонаха Никона рассказывается о его первых днях в скиту: «Офицер, ныне брат Александр Аваев, ещё в мундире, а не в подряснике, поступил к нам окончательно. Помогал мне в библиотеке, очень скромно и смиренно держал себя. Спаси его, Господи! Удивительно, как сразу начинает смиряться человек, поступая в скит. Здесь какая-то особая благодать!..» Помогал инок Александр и в составлении скитской летописи, но в 1915 году работа прервалась, прямо из обители он ушёл на фронт. Воевал, был ранен, скитался, попал в плен.
Оказавшись в эмиграции в Берлине, отец Александр встретился с епископом Евлогием. Был рукоположен им в иеромонахи и в 1921 году направлен служить в Войново. Именно ему предстояло вернуть многих живших там староверов в лоно Православной Церкви. Отец Александр преуспел в этом исключительно трудном деле.

Для духовного воспитания нет ничего важнее собственного примера наставника. Иеромонах вёл аскетическую подвижническую жизнь, в которой не было места малодушию, равнодушию и лени. Духовный авторитет этого старца в мiру был непререкаем. Отец Александр работал по 20 часов в день, он создал в Воинове первый православный приход. Построил прекрасную деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, и по сей день украшающую Войново. Он организовал в селе первую воскресную школу, учил маленьких староверов разных национальностей азам Православия и русскому языку. Всё чаще новорождённых мальчиков в селе крестили теперь в Православие и называли Сашами.

В 30-х годах XIX века иеромонаху Александру удалось создать в Воинове женский православный монастырь, первый на Мазурских землях. Инокини здесь жили в специально построенном для них доме. Духовник учил их смирению и терпению, постепенному возрастанию в духовной жизни и постоянству. Самой большой победой отца Александра был переход его смешанного прихода в 1946 году под юрисдикцию православного митрополита Варшавского и всея Польши.

В 1958 году отец Александр (Аваев) мирно отошёл ко Господу и был похоронен на церковном кладбище. Время скрыло от нас многие подробности из жизни этого неутомимого подвижника веры. Но память о нём, принесшем в далекие Мазуры высокий, благодатный, ни с чем не сравнимый дух Оптиной пустыни, по сей день хранят православные инокини, живущие в Воинове.

После Второй мiровой войны религиозная жизнь в Воинове пришла в упадок. Католики объявили войну православным и староверам, имевшим русские корни. Горели храмы. Из церквей исчезали наиболее ценные, намоленные иконы. Многие православные монахини перебрались на Святую гору Грабарку. Только спустя 40 лет в Воинове вновь возродилась православная жизнь.

Митрополит Савва направил в Войново протоиерея Василия Омельянчука. С большим трудом удалось ему отремонтировать разграбленный и обветшавший Успенский храм. Пять лет был отец Василий духовником возрождённой женской православной обители.

Необыкновенно добрый и деликатный батюшка относился к монахиням как к родным детям. Искренне печалился он о трагически нелепой судьбе Войновского староверческого монастыря. В конце 90-х годов в его опустевших стенах жили всего две старенькие монахини. В 1980 году большая часть ценных икон и церковных книг была вывезена из монастыря в исторический Музей Вармии и Мазур в Олыптине. Ныне в стенах древнего монастыря модный агро-туристический центр.

С отцом Василием мы близко дружили целых семь лет до самой его кончины. Историю своего любимого Воинова батюшка знал лучше всех, подолгу рассказывал мне о иеромонахе Александре. С большой теплотой относился к нынешней настоятельнице обители, матушке Агнии. Служил отец Василий до последних дней своей жизни и отошёл ко Господу на 88-м году. После его отпевания в кафедральном соборе Варшавы я отправилась в Войново, и нигде в Польше не было мне так хорошо, как в этой тихой уединенной обители.

Верхний домовый храм Покровского монастыря освящён в честь великого оптинского старца прп. Амвросия. На аналое покоится его икона прекрасного письма, творение монахини Евдокии. С маленькой иконкой любимого старца Амвросия никогда не расставался иеромонах Александр (Аваев). Из далёкой Оптиной, за тысячи километров, через фронты, узилища, плен, границы донёс он в Войново своё сокровище. И первую свою икону инокини «срисовали» с этого образка.

Войновские монахини хорошо знают наставления преподобного Амвросия, светлого прозорливого старца, читавшего в человеческих душах как в открытых книгах. Всё здесь делается нелицемерно. Сестры не ищут ни богатства, ни известности для своей обители, ни благодарности от прихожан и паломников. Ведь «если делаешь добро, то делаешь его только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать внимания», — говорил отец Амвросий.

У войновских сестёр золотые руки, они пишут иконы, рисуют по стеклу и фарфору, опекают большой яблоневый сад, выращивают цветы и овощи, строят новый дом для паломников. Нечасто посещают Войново русские монахи. Но если случается им побывать в Покровской обители, отмечают молитвенные подвиги сестёр, не прекращающиеся круглые сутки.

Царит в этом монастыре необыкновенная, намоленная, ясная тишина. Именно она способна утешить суетного и растерянного современного человека. Остановить его безумный бег по жизни, очистить грешную душу, помочь обрести подлинные ценности в своей жизни.

Ксения Александровна АВДЕЕВА,
Варшава — Войново — Москва