22 марта (+ ок.320г.) - день памяти сорока мучеников Севастийских
Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день Великого поста — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный ориентир его. Потому в течение всего поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились они ко Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное.
Через многие скорби идёт Церковь. Да будут они для нас во спасение, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от 12 апостолов отпал один, посвящённый вместе с другими в сокровенные тайны Христовы. Как от 40 мучеников отпал не выдержавший испытания воин — в тот момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни.
Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто вошли в неё ранее и казались более многообещающими.
Услышим это предостережение, чтобы не ослабеть в ревности первой любви, чтобы доброе наше начало не оказалось для нас малозначащим. Воздаяние святым будет не за время их пребывания в Церкви, не по месту, которое они занимают в ней, но по мере достижения ими полноты возраста Христова. Страдающие за Христа в последние дни примут не меньшую награду, чем мученики и исповедники древней Церкви, хотя те были почитаемы в веках. И верные служители Господу наших дней получат равное воздаяние с первыми отцами. Более того, многие последние христиане будут прославлены больше первых.
В Евангельском чтении этого праздника хорошо показано, как Бог спасает всех от праздности и нищеты. Он призывает нас от торжищ мiра сего. Душа человеческая стоит, всегда готовая к тому или иному служению. Мы работаем либо нечестию, либо праведности. Диавол своими искушениями нанимает себе работников — пасти свиней. Бог Своим благовестием нанимает работников в Свой виноградник возделывать его, предлагая райскую работу. Мы должны сделать выбор. Пока не начнём служить Богу, мы стоим целый день нашей жизни праздно.
Церковь — Божий виноградник. Бог насадил его, огородил, поливает и взращивает. Мы должны трудиться в винограднике, быть соработниками Бога, а не лениться. Дух праздности ведёт во ад, но кто стремится на небо — трудится, не уставая. Каждый из нас должен возделывать свой виноградник — свою безсмертную душу, она — Божия.
Каково будет воздаяние за этот труд? Динарий. Дневная плата за дневной труд, достаточная для поддержания жизни на один день. Время нашей жизни — день. Это краткое время. Воздаяние — на вечность, труд — на один день. Как необходимы нам вера и терпение! День клонится к вечеру. Ещё немного — и мы обретём награду. Разные часы дня в притче — разный возраст человеческий, когда мы обращаемся по-настоящему ко Христу. Одни — юные, их посылают в виноградник рано утром. Те, кто рано призван, не должны медлить, чем раньше они пойдут, тем лучше. Другие — в возрасте зрелости — призваны в третий, в шестой, в девятый час. Сила Божественной благодати призывает иных, когда они живут среди морских утех или среди нечестия противления, как апостол Павел, как преподобная Мария Египетская.
У Бога есть труд для всякого возраста. Не бывает такого времени, когда было бы поздно обратиться к Богу. Прошедшее время жизни могло быть отдано служению греху. Но Господь говорит: «И вы также идите и трудитесь в винограднике».
Бог не отвергает никого, кто хочет быть с Ним. Некоторые призываются в виноградник Божий в старости, в одиннадцатый час, когда день жизни подходит к концу. И остаётся один только час до двенадцати — до смерти. Но пока человек жив, есть надежда. Есть надежда для старых грешников в том, что и они могут быть приведены к покаянию. Нет ничего слишком трудного для всесильной благодати Христовой. Однако пусть никто на этом основании не откладывает покаяния до старости. Пришедшие последними были посланы в виноградник в одиннадцатый час, это правда. Но никто не нанял их, не предложил им трудиться ранее.
И вот час воздаяния. Мы должны терпеливо ждать его, живя по часам Господа нашего. Каждый получил по динарию. Хотя есть на небесах различные степени славы, но всем будет дана полнота блаженства. Каждый сосуд на небе будет наполнен до краёв, хотя сосуды будут и не одинаковой величины. Дар платы за целый день тем, кто сделал только десятую часть работы, показывает, что Бог воздает не по долгу, а по державной Своей власти, по благодати.
И вот — ещё не на небесах, а в преддверии небес — иные работники вступают в спор со своим Господином, обвиняя его. Не потому, что они недостаточно получили, а потому, что другие получили столько же, сколько они, не претерпев ни тяжести труда, ни зноя. Если Бог воздаёт кому-то чего-то больше чем нам, у нас не должно быть оснований для недовольства, потому что Он даёт нам несравненно больше того, что мы заслуживаем.
«Или глаз твой завистлив, оттого что Я добр?» — говорит Господь. Природа зависти — завистливый глаз. Глаза часто — входы и выходы этого греха. Зависть — уничтожение подобия Божия в душе человека. Бог — добр, и творит добро, и радуется добру. Зависть — прямое нарушение двух главных заповедей о любви к Богу и о любви к человеку. Завистью вошла в мiр смерть, и всякий раз входит, когда мы допускаем её в своё сердце. Радоваться с радующимися — это рай, Царство Небесное. Так последние будут первыми и первые — последними.
Кто знает, может быть, Церковь в последние дни процветёт больше, чем когда-либо. Какие работники будут посланы в виноградник в одиннадцатый час и как обильно может излиться на них благодать Святого Духа? И сколь многие должны страшиться, чтобы не оказаться лицемерами? Ибо много званых, а мало избранных. Многие из внешних званы премудростью Божией, но отвергли её, как слышим мы в дни Великого поста в книге Притчей (Притч. 1, 24). Мало избранных христиан по сравнению с множеством тех, кто только по имени христиане. Прикосновение Креста Христова к этому мiру заключает нашу земную жизнь в более тесные границы, потому что она состоит в служении и самоотдаче. Но Господь Своим Воскресением и подвигом безчисленных древних и новых мучеников дарует нам свидетельство, что значит любить Бога и что значит жить.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ