Борис Трухин - Баян, гармонь и песня русская

Архив: 

«...нынешнее время отличается небывалой агрессией по отношению к русскому народу и его культуре, ко всем проявлениям народного духа. Словно стоит цель развалить всё, уничтожить устои нравственности, самобытности, творчества»

 

Уникальная книга «Баян, гармонь и песня русская: народное музыкальное творчество глазами населения России начала XXI века», изданная в Новосибирске в 2009 году, обобщает первые результаты масштабного социологического исследования. Его во всех регионах России проводят Союз социологов, научные центры и институты. Научным руководителем проекта является доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный работник высшей школы РФ С.И. Григорьев.

Авторы с горечью отмечают, что «нынешнее время отличается небывалой агрессией по отношению к русскому народу и его культуре, ко всем проявлениям народного духа. Словно стоит цель развалить всё, уничтожить устои нравственности, самобытности, творчества».

Идёт целенаправленная «вестернизация» общественного сознания, денационализация русской культуры. Особенно усердствуют на этом поприще СМИ. «...На радио, телевидении русской музыки будто бы не существует в принципе. Вместо национальной музыки гремят развлекательные каналы с убийственной, чудовищной "музыкой" которую и музыкой-то никак нельзя назвать». Особое беспокойство вызывает судьба российской молодёжи, у которой уже нет национальных ориентиров и ценностей. Трудно ей: своих песен, своих корней она уже не имеет. На эстраде, в эфире, на дисках царит пресловутый «шлягер», вовсе не безобидный.

Как показывают научные исследования, некоторые модные музыкальные «выверты» способны агрессивно ворваться в душу слушателя, привить ей аморальное, злое. Опьяняя душу, такое музыкальное произведение вызывает изменение психо-эмоционального состояния человека. По мнению специалистов-медиков, всё, что способствует формированию строго ритмичных движений, приводит к торможению высших отделов коры головного мозга. В состоянии эйфории человек может, сам не ведая того, совершить аморальное деяние. В безобидной форме это часто проявляется в т.н. «балдении» молодёжи на дискотеках, вечеринках и т.п.

Пожалуй, самым опасным для сохранения нравственного здоровья, с точки зрения физиологов, является длительно действующий стресс. В настоящее время свыше 70% россиян живут в состоянии затяжного психико-эмоционального и социального стресса. В своё время известный психолог Н.Бехтерева так определила последствия этого: «... Стресс ожидания, эта неопределённость своим первым эффектом имеют деталантизацию (т.е. лишение талантов, — ред) нации». Стрессы прежде всего снижают творческую активность человека. Вместо неё преобладают простейшие реакции защиты от явной и неведомой опасности, что обезличивает и выравнивает всех под один стандарт. Весь творческий потенциал народа сосредоточивается на выживании. Как отмечается в рассматриваемой нами книге, «общество захватили процессы утраты уважительного отношения к духовному, глубинному, самобытному, национальному. На первый план выходят эгоистические, меркантильные интересы и потребности. Деньги правят бал. Вокруг полный разнобой во вкусах, идеалах, убеждениях, жизненных ориентациях. Многих поразил вирус апатии, инфантильности, бездействия. У них чувство гордости и патриотизма за своё, национальное, отсутствует. Их не волнует судьба народной культуры, сохранения духовных ценностей и традиций их отцов и дедов. Они флюгеры, куда ветер подует... А дует он сегодня на Запад».

Духовно-нравственное, подлинно художественное начало отодвигается на задворки всеми способами. Тревожны тенденции в образовании, во всей культуре. Тем не менее, пока ещё не всё потеряно. Гармонь, народные инструменты, песня русская и в наши дни живут в сердцах людей, независимо от их возраста. Народная артистка СССР Людмила Зыкина говорила: «Мне могут сказать, что исполнителей народной песни не показывают по телевизору, потому что их не хотят слушать. Но это неправда! Я много гастролирую и вижу, что народную песню любят, с нетерпением ждут встречи с ней. Она находит живой отклик, в том числе и за границей!»

Певица рассказывала о гастролях в США ансамбля «Россия»: «... Не только русские, евреи, украинцы и представители других народов бывшего СССР, осевшие ныне в США, аплодировали русским песням и русской музыке, но и стопроцентные американцы. И все они в один голос говорили мне: "Мы хотим вашу национальную культуру, а не ту американизированную пошлость, которую нам шлёт Россия и которой у нас самих хватает с избытком"».

Знаменитый российский баритон Дмитрий Хворостовский о своих концертах в США говорил: «В первом отделении концерта я пою арии из русских опер, во втором — военные песни с микрофоном. Это абсолютно безпрецедентный случай, когда русский певец выступает в городах США с советскими патриотическими песнями... Концерты проходят "на ура", у зрителей слёзы на глазах.. Современные американцы абсолютно ничего не знают о Великой Отечественной войне... Некоторые там даже не подозревают, что была Вторая мiровая война. Огромный исторический пласт прошёл мимо них. После моих концертов у них открываются глаза. А я ощущаю особую гордость, что Хворостовский — русский».

Справедливо отмечают авторы книги, что музыка — мощное средство формирования и совершенствования нравов. Она способна укреплять или ослаблять силы духа. Сейчас с особой ясностью видно решающее значение духовного начала в человеке. Уходит оно — и все пороки безпрепятственно завоевывают позиции. Говорят, что у каждого поколения свои песни. Это правда. Но при этом есть нечто постоянное в музыкальной культуре, то, что при всех модных веяниях, приходящих и уходящих, сохраняется навсегда. Это — красота. Если бы у нас не было подлинных шедевров народного музыкального творчества — песенного, оперного, балетного, да и эстрадного, — можно было бы усомниться в справедливости рассуждений о пороках рок-поп-культа и принять его за сущность современной музыкальной культуры. Но пока существует и несокрушим пласт русской музыкальной классики, можно всегда применять её мерки к любому современному музыкальному явлению.

Человеческая природа неизменна. И то, что красивым было когда-то, остаётся красивым и теперь. Изменились потребности человека, изменилась жизнь. Но мера красоты, мера чувств осталась та же. Человек не может жить без идеала и его реального воплощения. Поиски новой красоты неисчерпаемы, ибо она вообще неисчерпаема, так же, как и потребность в ней.

Авторы книги ратуют за то, чтобы люди непреходящую, всепокоряющую красоту мiра чувствовали постоянно. И когда они поймут её, будет у них и успех в работе, смогут они в случае необходимости защитить Отечество, будут любить и ближнего.

Проведённое на Алтае крупное социологическое исследование характера отношения населения к развитию народного музыкального творчества с гармонью и баяном показало желание большинства людей не только сохранить, но и возродить интерес к этому виду музыкального творчества, данному направлению художественной культуры в целом. Но 47% из них равнодушны к нему. Это влияние СМИ последних лет.

Такая ситуация требует не только масштабной поддержки развития народного музыкального творчества, но и радикального изменения, совершенствования трансляции шедевров отечественного художественного творчества в пространстве русского мiра.

С таким заключением исследователей проблемы нельзя не согласиться. Они проделали работу стратегического значения. Они воззвали к чувству долга научной, художественной интеллигенции, ко всем патриотам Отечества: приложим свои усилия для достижения великой цели — возрождения русской национальной культуры!

Особость представленного труда заключается в том, что в нём содержится не только глубокий анализ состояния современной отечественной культуры и выявлены опасности и угрозы, влияющие на её судьбу, а следовательно, на перспективы жизнедеятельности народа. В нём даются компетентные рекомендации организаторам, просветителям, руководителям художественных коллективов, подвижникам русского народного музыкального творчества. Эти научно-методические советы даются народными педагогами-музыкантами, имеющими огромный жизненный и профессиональный опыт. К сожалению, сословие народных музыкантов-творцов, исполнителей, мастеров-изготовителей уникальных инструментов постепенно сокращается и убывает. Заслуга всего авторского коллектива учёных-патриотов заключается в том, что они увидели, открыли творческий потенциал одарённых мастеров народного музыкального творчества, живущих среди народа, дали возможность им выразить свои взгляды, боль, тревогу, озабоченность.

Книга является важным пособием для преподавателей, организаторов самодеятельных коллективов, для всех, неравнодушных к судьбе отечественной культуры и просветительской деятельности, направленной на сбережение и защиту великого культурного и духовного наследия русского народа.
 
Борис Николаевич ТРУХИН