21 декабря 1954 года, 55 леи назад скончался великий русский философ Иван Александрович Ильин. Почему его не расстреляли, остаётся до сих пор загадкой. Главный козырь — крайнее неприятие советской власти — был у чекистов в руках. А кроме того, и ещё один немаловажный факт.
Ведь одной из первых публикаций Ивана Ильина была разгромная рецензия на книгу Вл. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм», а под этим псевдонимом скрывался не кто иной, как Владимир Ульянов-Ленин!
И, тем не менее, существует версия, что именно Ленин распорядился не расстреливать своего яростного оппонента, а навсегда выслать его за границу. Якобы Ильич в это время читал книгу Ильина о Гегеле и спросил у Луначарского: «Кто это такой Ильин? Читаю его замечательную книгу, кто этот Ильин? Где он?» «Ильин — профессор Московского университета. Сейчас он арестован и сидит в тюрьме». И тогда, мол, Ленин распорядился отправить Ильина навсегда в заграничную ссылку. Если это так, то что же подвигло Ленина пощадить своего явного врага и соперника?
Сохранилась записка Ленина к Дзержинскому: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив, отпустите».
Когда смотришь на графические портреты Ильина работы Соболева, Габричевского и особенно Климова, невольно берёт оторопь — он несколько похож на Ленина! Только глаза совсем другие — светлые, небесные. А в остальном — та же залысина, рыжие усы, бородка клинышком, такое же строение лба, нос, уши... Бывает же! Антипод вождя мiрового пролетариата, христианский мыслитель реакционного толка, глубоко православный и русский человек, а такое сходство во внешности с тем, кто ненавидел Христа, Православие и любое проявление русскости считал выражением имперского шовинизма! Поразительно...
Но нет, трудно представить себе, что Ленин пощадил Ильина, умилившись внешним сходством с ним.
Как бы то ни было, осенью 1922 года Иван Александрович Ильин не бьш расстрелян. Его выдворили за пределы РСФСР, запретив возвращаться без особого распоряжения советских властей, и в октябре он уже оказался в Берлине, где вскоре открылся Русский научный институт. Ильин стал в нём профессором, читал лекции на русском и немецком языках по философии, эстетике, праву, истории этических учений, учению о правосознании и иным наукам.
Он родился 28 марта 1883 года в Москве в дворянской семье присяжного поверенного, учился на юридическом факультете Императорского Московского университета, потом с головой ушёл в философию, по окончании Университета преподавал в нём. По молодости лет увлекался революцией, но вскоре осознал, что пока народ предаётся будоражащему кровь бунту, за его спиной всякая сволочь делает на революциях свой тайный и весьма значительный гешефт. К 1917 году во взглядах Ильина произошёл кардинальный перелом: «Я понял политические опасности России ещё во время первой революции; я увидел .соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествующие первой мировой войне». Он возненавидел любые формы декадентства и так называемого авангардизма, видя в них ложь и выражение духовной гнилости. Началась его полемика с литературным пустомелей Андреем Белым. Он написал историческое исследование «Бунт Стеньки Разина», доказывающее безсмысленность народного бунта, его безполезность для самого народа: «Бунт сам по себе никогда народу не помогал, да и помочь не может». Революционер стал реакционером. Недавнего вольнодумца мгновенно объявили черносотенцем и даже фашистом.
А он был — мыслителем. Одним из величайших мыслителей всего XX века.
В отличие от большинства русских людей, оказавшихся в эмиграции, талант Ивана Ильина не заглох. Он нашёл в себе необычайные силы для того, чтобы выдвинуться в разряд ведущих философов своего времени, написать огромное количество глубоких, полновесных работ, посвящённых широчайшему спектру понятий человеческого бытия. К сорока годам он стал поистине великим философским писателем, обладающим всеохватным взором мыслителя и великолепным слогом, которого отцы Церкви сравнивали с митрополитом Филаретом Дроздовым, «этим величайшим, рядом с Пушкиным, мастером языка» (архимандрит Константин /Зайцев/).
Его важнейший труд середины двадцатых годов — книга «О сопротивлении злу силою». Само название свидетельствует о том, что в ней Ильин смело и решительно выступил против популярной непротивленческой теории Льва Толстого.
Основную задачу этой книги Ильин выдвинул ещё в 1914—1915 годах в своих работах «Основное нравственное противоречие войны» и «Духовный смысл войны». В них он сначала полностью признавал весь ужас войны: «Ко всем обычным бременам жизни, лежащим на душе человека, ко всем затруднениям личного пути, семейной жизни, экономического неустройства и общественно-политического разлада война прибавляет новое и горшее бремя, которое своими размерами и своею остротою может отодвинуть на второй план всё остальное». Он соглашался с Толстым, что убийство человека человеком есть акт отвратительный; мало того, описывал все отвратительные стороны этого деяния. Но потом переходил к осмыслению другой стороны войны — её героике, проявляющейся в решимости отстоять свою Родину и положить жизнь «за други своя»: «Участие в войне заставляет душу принять и пережить высшую нравственную трагедию: осуществить свой, может быть, единственный и лучший, духовный взлёт в форме участия в организованном убиении людей». И далее: «Вот почему мы испытываем войну как злосчастную тьму, в которой загораются слепящие лучи света».
Учение Толстого в книге «О сопротивлении злу силою» Ильин с первых же страниц обличал как лживое, способное покорить лишь слабых и простодушных людей. Оно, «придавая себе ложную видимость с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру». Непротивление злу Ильин выставлял как безвольное соучастие в делах зла, доказывая, что не сопротивляться злу может лишь безхарактерный и безпринципный человек.
Насколько он был прав, убедительнейшим образом доказывает наше нынешнее время! Непротивление злу Америки привело к тому, что весь мiр с преступной покорностью взирает, как бомбят ни в чём не повинную христианскую Сербию, Афганистан и Ирак, засевают огромные территории снарядами с урановыми сердечниками, несущими гибель от рака людям.
Книга «О сопротивлении злу силок» расколола русскую эмиграцию на два враждебных лагеря. Одни категорически не принимали антитолстовское учение Ильина. Зинаида Гиппиус назвала книгу «военно-полевым богословием», Николай Бердяев проявил большее остроумие, сказав, что «чека во имя Божие более отвратительно, чем чека во имя диавола». Зато вся Русская Православная Церковь приняла книгу Ильина с восторгом. Её поддержали первоиерарх заграничной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Анастасий (Грибановский). За Ильина грудью встали православные философы и публицисты, такие как Пётр Струве и Николай Лосский.
Тяжело было жить на свете человеку, который не принимал большевизм и вместе с тем открыто заявлял в печати, что восстановление монархии сейчас в России невозможно, что «народ разучился иметь царя», что «в истории бывает иногда необходимо отказаться на время от монархической политической программы». Но Иван Александрович, несмотря на свою хрупкую внешность, был внутренне необычайно могучим человеком, готовым пережить любое неприятие своих идей. Он знал: «С нами Бог, разумейте, языцы», и это давало ему силу.
В тридцатые годы Ильин много трудов посвятил русским гениям — поэтам, прозаикам, музыкантам. Его любимым современным автором был, конечно же, Иван Сергеевич Шмелёв, о котором он написал много блистательных статей, творчество которого называл «словесной баней». Произведения Шмелёва, по мнению Ильина, «могут остаться совершенно недоступными человеку с деревянной или окостеневшей душой, самодовольному и безсердечному педанту, человеку «об одной колее», партийному недоумку, ищущему повсюду своих схем и польз».
К столетию трагической гибели солнца русской поэзии Ильин создал величественный триптих статей о нём: «Пророческое призвание Пушкина», «Национальная миссия Пушкина», «Пушкин в жизни». А ещё через четыре года, в 1941-м, написал статью о произведении «Моцарт и Сальери» Пушкина «Гений и злодейство».
«Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение рус-скости». «Пушкин жил в некой изумительной уверенности, что грань смерти не страшна и удобопереступаема; что телесная жизнь и телесная мука не существенны; что земная жизнь не есть конец личного бытия и что общение с умершими возможно в силу таинственных, от Бога установленных законов мiроздания». «Иметь такого поэта и пророка — значит иметь великую милость и великое обетование». «Его звание состояло в том, чтобы духовно наполнить и оформить простор русской души, ту душевную свободу, которая дана нам от Бога, от славянства и от нашей природы...», — вот лишь немногие выдержки из статей Ильина о Поэте. Работа Ильина «Пушкин в жизни», безусловно, является одной из лучших во всём пушкиноведении, позволяющей нам увидеть Пушкина сокровенного от многих: «И ныне, изучая всё это, мы с изумлением и горем спрашиваем себя: как можно было не беречь и не уберечь этого дивного человека?».
В середине тридцатых годов Ильин был уволен из университета и вскоре покинул Германию. От него требовали, чтобы он все свои лекции целиком посвящал антиеврейской пропаганде, с чем он не мог согласиться. Иван Александрович очень быстро постиг сущность гитлеровского фашизма. В работе «Стратегические ошибки Гитлера» он признал за фашизмом «рыцарское начало и отклик человечества на разверзнувшуюся бездну безбожия, безчестия и свирепой жадности», «естественную реакцию на организованное безволие и организованный безпорядок», при которой «люди ищут волевого и государственного выхода из организованного тупика безволия». Он камня на камне не оставляет от фашизма в его гитлеровском варианте, показывая, что это есть самая отвратительная ложь — «партийное дело ради партийных целей, прикрытое патриотической словесностью».
Покинув Германию, Ильин с женой поселился в Швейцарии. В 1939 году он написал книгу «О тьме и просветлении», посвящённую творчеству и мiровоззрению Бунина, Ремизова и Шмелёва. На другой год большую работу о любимце русской эмиграции «Художественное призвание Шаляпина». В конце тридцатых и в годы Великой Отечественной войны он создал свои вершинные творения — книги «Основы художества», «Сущность и своеобразие русской культуры», «Борьба за Россию», «Я вглядываюсь в жизнь», «Гении России», «Поющее сердце», «Взгляд в даль». Каждая из них — это неповторимый пор, в котором ещё предстоит жить и жить будущим поколениям русских одухотворённых читателей.
Прожив семьдесят один год, Иван Александрович окончил дни свои вдалеке от Родины. Он скончался 21 декабря 1954 года и был похоронен в пригороде Цюриха, Цолликоне. Пятьдесят лет его прах покоился на чужбине, покуда в 2005 году не был перевезён в Москву. Земля Донского монастыря приняла его. Два великих Ивана - философ и писатель - ныне лежат в родной земле рядом. Ильин и Шмелёв.
Вскоре после его смерти впервые вышла в печати его работа «О демонизме и сатанизме». В этой короткой статье Ильин показывает, что от демонизма, родившегося в мiровой культуре ХГХ века, идёт прямая дорога к сатанизму XX столетия, зарождённому Фридрихом Ницше, который, по словам Ивана Александровича, «превозносил цинизм и безстыдство». Всякому, кто начнёт открывать для себя творчество Ильина, можно бы посоветовать начать именно с этой статьи. Она как нельзя лучше описывает сегодняшнее падение человечества. Если в двадцатые годы Ильин писал свою книгу «О сопротивлении злу силою», то в сороковых годах на Западе уже появились труды с характерными заглавиями: «Апология зла», «Побеседуем о дьяволе», «В защиту сатаны». В конце своей последней статьи Ильин с сожалением пишет о том, что наши соотечественники до сих пор так и не научились отвращаться от наглых слуг сатаны: «Русские люди давно уже имели возможность изучить их: они обязаны знать, кто и откуда; и всё-таки они то и дело ошибаются, верят провокаторам, возвеличивают безстыдников, торопятся прицепить свой чёлн к корме большого, хотя бы и проклятого корабля».
Русские люди XXI века! Читайте книги Ильина, которые, слава Богу, в последние годы изданы в России достаточными тиражами. Они обогатят вашу жизнь, ваше мiропонимание. Они помогут вам не ошибаться, не верить провокаторам, не возвеличивать безстыдников и не цепляться к «проклятому большому кораблю»!
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ