Александр Вяземский - Прошедшее в настоящем

Архив: 

21 марта 1839 года, 170 лет назад родился Модест Петрович Мусоргский. Он был из княжеского рода, Рюрикович. Наш гениальный русский композитор явил всему человечеству мятущуюся душу русскую. Его оперы «Хованщина», «Борис Годунов» можно назвать народными драмами.

 

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться. /Из письма М.Мусоргского  В.Стасову от 7 августа 1875г./

В этом письме к критику Стасову Мусоргский называет свою музыку смелой, искренней речью к людям. Для нас крайне важны также духовные и национальные особенности его музыки.

Родоначальник его фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. В их семье вся история России воспринималась как поле семейных трагедий и великих свершений. Модест родился в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) Псковской губернии. Находилось оно в озёрном, довольно живописном крае.

Со своей родиной композитор поддерживал постоянную связь. Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли, стародавние псковские выражения нередко встречаются в его письмах. «Няня, — писал Мусоргский в "Автобиографической записке", — близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел ещё понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано».

Мать его, Юлия Ивановна, была хорошо образована, и первые музыкальные навыки он получил от неё. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвёз его в Петербург учиться. С отроческих лет Модест Петрович ищет поприще служения Отечеству. В 1856 году он окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардии Преображенского полка, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ, но не оставлял занятия музыкой.

Музыкальный кружок Балакирева, известная «Могучая кучка» композиторов-патриотов России, имел огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, показал ему его настоящее призвание. Он начинал с малых форм, известность ему принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1874 году и сразу же признанная выдающимся произведением всей Россией. В течение десяти последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз, но затем... снят с репертуара. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 году, когда композитора уже не было в живых.

Это говорит о том, что удары судьбы и интриг, непонимания посыпались на него уже смолоду. В сюжетах из отечественного прошлого, из великой русской литературы, прежде всего, Пушкина и Гоголя, искал он ответ на животрепещущие вопросы современности.

«Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной», оперой из времён стрелецкого бунта. Литературного произведения, которое могло бы послужить основой для либретто оперы, не находилось, и Мусоргский решил сам сочинить сюжет. Речь он считал главным средством выражения чувств и характеров человеческих.

Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял ещё одну оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский одновременно замышлял третью народную музыкальную драму — о Пугачёвском восстании. Увы...

Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений, и, отстаивая их, он впадал в депрессию, что и привело его к разрушившему здоровье винопитию. Он, признанный композитор, был вынужден жить случайными заработками.

Композитор скончался 28 марта 1881 года в военном госпитале. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным за несколько дней до смерти композитора.

Ныне забытый стихотворец Г.А.ЛИШИН написал на кончину композитора торжественное стихотворение, в котором были такие строки:
Он звуками умел нарисовать
И дня рассвет, и мчащиеся тучи,
И ропот волн, и колокол могучий,
И гром войны, и мира благодать...

Туч и громов в судьбе Мусоргского было больше, чем тихих рассветов. Но самый впечатляющий образ древней столицы дан им в его гениальном произведении «Рассвет над Москвой-рекой». В нём особенно ясно видна непоколебимая страсть русского таланта искать прошедшее в настоящем.

Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ