Весной во всех странах отмечается Всемирный день писателя, установленный по решению ЮНЕСКО, празднуется Всемирный день поэзии. Но Россия, подарившая миру великую литературу и поэзию, подобающим образом нашу литературу не чествует.
3 марта - Всемирный день писателя
На должном государственном уровне (если не считать дежурной телеграммы от Президента), не было отмечено и 50-летие Союза писателей России.
Общество уже требует от творческого сообщества современных, интересных и доступных книг о российской истории. В первую очередь, для детей и юношества, пьес и сценариев для спектаклей и фильмов.
Всюду, где приходится выступать, люди спрашивают: «Почему при тоталитарной советской власти было столько прекрасных художественных и мультипликационных фильмов, пьес и книг, журналов для детей и взрослых, а сейчас, когда провозглашена полная свобода слова и творчества, нет ничего подобного?»
Не рассказывать же, что не только Ельциным, но и Путиным отвергался Закон о творческих союзах. В Москве Мосгордума решила разработать свой закон о творческих союзах, создали комиссию, внесли, помню, раскол в нашу писательскую организацию. Писатели по-прежнему объединены не в полноценный союз, а в общественную организацию, коих неимоверное количество.
В конце минувшего года, вернувшись из Перми, услышал программу нашего единственного «раскручиваемого» литератора Еро¬еева. Со своими единомышленниками он обсуждал государственную (!) писательскую акцию — «Литературный экспресс». Из этой передачи я понял только одно: всем понравилось общаться в своей компании и наконец-то почитать книги друг друга. Словом, масштабная и дорогостоящая затея.
Но одновременно — и вопиющий пример пренебрежительного отношения к огромному творческому союзу России. Этот самый «Литературный экспресс» оплатили мы с вами — государство — нашими налогами. Ну, может, и спонсоры нашлись... Но сам-то проект реализован Российской книжной палатой, где за всё отвечает бывшая подчинённая руководителей Роспечати Н.Литвинец. Ясно, что высокие чиновники бросили все свои силы на то, чтобы дотянуться' столичными щупальцами до «непросвещённой» нашей провинции своими детективами, фэнтези, «сюром» и т.д. В «Комсомолке» написали в заметке, что на родине Валентина Распутина, в Иркутске, в книжный магазин «послушать речи о либерализме» (?!) пришло около 30 человек. Не густо. И слава Богу. Конечно, вся эта пышная акция — сплошной пиар за деньги налогоплательщиков, коммерческий проект, цель которого — поднять тиражи пустых книг за счёт провинции. Правда, организаторы считают, что таким образом «Россия узнает своих писателей». Да, эти — «свои», но не для России, а для Роспечати, Книжной палаты, организаторов книжных выставок за рубежом и распределителей крупных премий. Их имена, «междусобойчики» я знаю.
Правда, к ним добавились «коммерческие» писатели. Но какие проблемы с распространением книг фантаста В.Головачева и «дозорщика» С.Лукьяненко, А. Варламова (ЖЗЛ), производителей массовой литературы П.Дашковой и М.Веллера, который тоже вещает по всем программам?.. Так ли нужен провинции И.Иртеньев с матерными стихами, переводчик Амелин, прозаик Евг.Попов? А большинство из списка авторов, «рекомендованных» России с помощью экспресса — неизвестные даже в столице «литераторы», которые составляют тусовку того же Ерофеева, выступают на международных фестивалях поэтов, организованных Е.Бунимовичем, и прочие.
Зачем же все эти «писатели ринулись в народ»? Как можно «узнать Россию» за один день пребывания в русском городе? А вот сами города нагрузочку ощутили, несмотря на кризис. Официальная газета Кировской администрации сообщала: «В г.Кирове организационную поддержку мероприятия оказывает Правительство Кировской области». Да лучше бы они вятским писателям помощь оказали или пригласили бы из Москвы писателя, знающего и любящего и столицу, и Вятку.
И везде им «поддержка»? Вот, значит, куда деньги на литературу с помпой улетают! Бюджетные, то есть наши, кровные.
По дороге в Пермь дали бесплатный журнал «Саквояж» (цена, конечно, включена в билет — без моего ведома). Возглавляет его либерал, конечно же, А.Кабаков. Он и за рынок, и за капитализм, а свой журнал грубо и антирыночно навязывает. Открываю — опять все «свои», из той же «тусовки»...
После всего этого думаешь: разве информационная блокада прекратилась? Разве духовный кризис, может, и страшнее финансового, не охватил Россию?
Создание Союза писателей России было явлением, конечно, не чисто литературным, а историко-политическим. Победа народа в Великой Отечественной войне вызвала к жизни принципиально новое для советской жизни явление общественной психологии, а, следовательно, и литературы: возникновение национального самосознания, взрыв патриотических чувств, гордости за свой народ и свою страну. И одновременно — острую боль за неё. Тост Сталина: «За русский народ!» на победном приёме в Кремле был ведь не просто популистским жестом, а осознанием того, что совершил народ в страшной войне и что ждёт его впереди. Он поднял тост за государственный хребет, за тех, кто может взвалить на себя главную ношу.
Огромная заслуга в создании нового Союза писателей в тех условиях, когда не было ещё ни Российской академии наук, ни Компартии РСФСР, принадлежит, конечно, Леониду Соболеву. Беспартийный писатель, русский дворянин, убеждённый патриот — именно ему была поручена организация Союза писателей России. Соболев и его товарищи, конечно, знали, как ещё во время Отечественной войны знаменитый режиссёр Иван Пырьев выступил с предложением создать Роскино, по аналогии с давно существовавшими украинским, белорусским, грузинским. Однако тут же последовали письменные жалобы в ЦК с упрёками Пырьеву в покушении на «дружбу народов». Так что многое надо было преодолеть.
И вот 1 декабря 1958 года в Кремле открылся Первый учредительный съезд писателей России, тогда РСФСР. Присутствовали на нём 397 делегатов, две трети которых,были русскими. Союз с самого начала был подчёркнуто интернационален. Таким, кстати, и остался: на пленуме мы по-братски и с пониманием говорили со всеми коллегами из республик. Тогда в большинстве областей и краёв огромной России не существовало писательских организаций. Соответственно, и издательств, литературной печати. Съезд прошёл деловито, даже несколько буднично, собравшиеся были озабочены прежде всего созданием литературных организаций на местах, налаживанием будущих издательских дел, печатных органов. Председателем правления нового Союза стал сам Леонид Соболев. Появилась и своя газета «Литературная Россия», в которой я начал свой редакторско-писательский путь.
Вроде исторический опыт есть, да опять не сгодился. А перед страной — снова неподъёмные задачи... Теперь всем здравомыслящим людям и даже некоторым политикам ясна степень деградации нечитающей России, понятно, что и тут не хватает державной воли и умной государственной политики.Владимир Путин на совете по культуре удивился, узнав, что у нас не осталось ни одного государственного издательства. Ясно, что в таких условиях об издательской политике в области межнациональной литературы или о воспитании молодой смены говорить нельзя. Преступно разрушена система книготорговли: не просто сокращается количество книжных магазинов, но сами книги, очень нужные, даже выпущенные по скудной федеральной программе, не могут дойти до городов и весей огромной России. А раньше на Камчатку контейнер заказанной литературы комплектовался... Центральный библиотечный коллектор рассыпался, его части целиком брошены в дикий рынок.
Владимир Путин на последней беседе с народом на вопрос:
—Что Вы любите больше всего? — ответил:
—Россию!
Россию же без литературы представить невозможно. Откровенным цинизмом выглядел накануне юбилея Союза писателей рейдерский наезд на Дом его (Комсомольский проспект, 13). Писатели и деятели культуры, их имена — гордость России, написали премьер-министру В.В.Путину открытое письмо, где просили передать особняк в собственность писателей. Сейчас пауза.- «Ждите ответа...» И отчаиваться — нельзя.
Александр Александрович БОБРОВ