Один из самых почитаемых и притом ближайших нам по времени подвижников и учителей благочестия – святитель Игнатий (Брянчанинов). Будучи по рождению человеком «высшего света», он с ранней юности избегал превозношения, взыскуя высоты горней, и стремился быть причастником действительно высшего, Божественного света.
Несколько тем красной нитью прошли через всё духовное творчество святителя.
Во-первых, он вооружался словом против нигилизма и неверия в Бога; во-вторых, против «веры вообще» и суждения, что для спасения достаточно быть добрым человеком «по естеству»; в-третьих, против зарождающейся
«всеереси» экуменизма и мнения, что все веры и так называемые «церкви» – спасительны; ну и непосредственно для православных христиан святитель много писал и говорил о необходимости хранить чистоту веры, об исключительной важности смирения, покаяния и молитвы.
Прежде всего, святитель возвышает свой голос против распространяющегося в его время со скоростью морового поветрия – нигилизма, неверия в бытие Божие. На это святитель со свойственной ему чеканной ясностью
мысли и логики отвечает: «Если нужен ум для постижения законов бытия, то тем более он нужен для их составления».
Задолго до появления Эйнштейна и теории относительности святитель со свойственной ему проницательностью говорит о «квантовой физике»: «Вещество простирается за пределы наших чувств на неизмеримый объём в безчисленных, неизвестных нам формах, под управлением законов, недоступных для постижения нашего. Наука приводит к этой великолепной идее, к этой величественной истине, при которой созерцается с особенной ясностью и правильностью в таинственной картине видимого мира наше ничтожество и величие Творца-Бога».
Вместе с тем, замечая на Западе усиление деятельности по «доброму устроению жизни» без Бога, а также склонность к социальной и благотворительной активности при утрате чистоты веры и богомыслия, святитель
предостерегает от увлечения внешним благочестием:
«Когда бы добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестной смертью Богочеловека ненужными, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа».
Видя всё более углубляющееся отпадение западного мира от чистоты веры и предвидя неизбежность его распада, святитель предостерегает от увлечения иными, кроме Православия, верами и учениями:
«Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения, враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложенные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до безконечности». И далее:
«Каждый из нас, произнося Символ Веры, исповедует, что он верит во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, тем более
нет других Церквей, хотя бы разные общества человеческие и присваивали себе наименование Церкви».
Снова и снова предостерегая нас от неверия и безбожной жизни, от губительного потакания страстям, святитель напоминает:
«Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим развитием будут знамением кончины века и приближающегося Страшного суда Христова».
Идее «общества потребления», когда целью человеческой жизни полагается всемерное удовлетворение его «страстей и похотей», святитель противопоставляет идею «общества распоряжения», когда все богатства («текущие» в руки государства или частных лиц) мыслятся принадлежащими Богу.
Исходя из чего, задача людей состоит только в том, чтобы эти богатства правильно распределить, так, чтобы богатые не утопали в роскоши, а бедные не нуждались в самом необходимом.
«Употребляя ваше имущество на роскошь и увеселения, – напоминает святитель, – вы попираете закон Божий, отнимаете у ближних то, что Бог поручил вам раздать им».
Эта мысль особенно важна ввиду случившегося на Руси полвека спустя после кончины святителя кровавого переворота и показывает нам истинные, то есть христианские и церковные пути установления насколько это
возможно более справедливого уклада общественной жизни.
В созидании такого общества исключительное значение имеют правильное (то есть в истинном смысле этого слова) христианское, церковное воспитание и образование. Притом истинный смысл образования – это подготовка к переходу человека в вечность и деятельное изучение основ православной веры:
«Для благополучного вступления в мир духов необходимо благовременное образование себя законом Божиим».
Вместе с тем святитель предостерегает от мнения, что для спасения непременно необходимо многознание и светская образованность, утверждая и настаивая, что «простейший человек, не имеющий никакого развития по стихиям мира, спасается при посредстве христианства одинаково с учёнейшими и с мудрецами».
«Тайны, открытые для некнижных христиан, – говорит святитель, – весьма часто остаются закрытыми для мужей учёнейших, удовлетворившихся одним школьным изучением Богословия, как бы науки единой из наук человеческих. А такой именно характер и дан богословию во всём инославном Западе, и папском, и протестантском».
Говоря о жизни православных христиан, святитель большое внимание уделяет необходимости приобретения смирения, напоминает о том, что нам свойственно фантазировать, мечтать о себе и это становится серьёзным препятствием в духовной жизни.
«Величайшая прелесть, – говорит он, – это считать себя свободным от прелести».
Исходя из чего, святитель категорически советует не доверять себе, своим мнениям, пожеланиям и чувствам, а всегда строго и точно сверять себя с учением Христа, стараясь поступать по Его слову и заветам Святой Православной Церкви.
На распространённое мнение, чтоде «и в Церкви всё не так и люди не те», святитель отвечает с чеканной точностью:
«Христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или многие христиане проводят жительство, противоположное учению Христову».
И, напротив, снова и снова утверждает и настаивает:
«Чтение Отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии Западной Европы, как не сохранившие в целостности ни догматического, ни нравственного
учения первенствующей Церкви Христовой».
В деле спасения важнейшим святитель считает сохранение чистоты веры, смирение и покаяние, важности которого он уделяет большое внимание:
«Дело покаяния совершается при посредстве следующих трёх добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей».
Говоря об исключительной важности молитвы, святитель отмечает важнейшие её условия: благоговение и внимание.
Если говорить в общем, то святитель призывает нас к внимательному изучению нашей святой православной веры и точному её воплощению в жизнь.
«Истинная, богоугодная вера, в которой нет никакой лести и обмана, – напоминает святитель, – заключается в исполнении заповедей Евангелия, в трудолюбивом и постоянном насаждении их в душе своей, в борьбе с разумом, с богопротивными ощущениями, движениями сердца и тела».
Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!
Священник Димитрий ШИШКИН