Жить или умереть за Родину?
Представляется, что уже самому оптимистичному патриоту России становится понятно, что война с Украиной (НАТО) будет долгой и упорной и дело тут не только во всесторонней помощи Запада. Одной из основных причин
является неожиданно высокий боевой дух противника, напрямую связанный с соответствующими идеологическими установками. Одна из них, опираясь на благое, казалось бы, дело – защиту священных рубежей Отечества (именно так трактуется СВО со стороны украинских войск), предполагает «захистнику витчизны» умереть за Родину, продемонстрировав тем самым высшее проявление к ней любви! Ведь один из лозунгов, под которым совершался Майдан, был «Украина понад усе!» («Украина превыше всего!»). Выше в том числе не только Бога, но и своей жизни, которая принадлежит твоей стране! Ему вторит другой слоган, начертанный на шевронах бойцов ВСУ: «Украина або смерть!» («Украина или смерть!»), который не оставляет сомнений в том, что должен выбрать настоящий патриот Украины, если ей угрожают враги.
С такими установками, внедрёнными в самые широкие массы на уровне подсознания (на что там денег и сил не жалеют), становится понятным отчаянность и ярость сопротивления, с которой приходиться сталкиваться нашим войскам на линии боевого соприкосновения. Надо признать, что эти установки работают, падая на благодатную почву жертвенной славянской души, ведь если Украина – это образ Родины, где живут твои родные и друзья, то, полагая жизнь за них, воин выполняет ещё и Божью заповедь самопожертвования!
Нам очень трудно отделить «зёрна от плевел» – правду от лжи, поскольку мы сами славяне. О способности русских к самопожертвованию известно со времён дружинников рязанца Евпатия Коловрата, освободителей Москвы
от поляков под руководством князя Дмитрия Пожарского, суворовских гренадёров под стенами неприступного Измаила или в кольце врагов в Альпах, героев Бородинской битвы и защитников Осовца или Брестской крепости.
Ведь во всех случаях воины демонстрировали готовность умереть, исполняя свой долг пред Родиной и считали это за честь! Можем ли мы, положа руку на сердце, так сказать сегодня о нашей армии после девяти месяцев проведения СВО?
Вопрос звучит провокационно, тем более, есть немало примеров подлинного героизма российских солдат и офицеров, жертвующих собой, прикрывая боевых товарищей. Честь им и слава! Но мы о другом: где у нас на уровне
государства заявлено о самопожертвовании ради Отечества?
Для военнослужащего определяющим и регламентирующим его жизнь и службу документом является Устав, на первой странице которого опубликована воинская присяга, которую принимает солдат в начале службы. Вот её
текст: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
В отличие от текста советской присяги, где были такие слова: «Клянусь защищать её (Родину) мужественно и умело… не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами», отдавать жизнь за Россию нынешнюю государство от воина вовсе не требует!
Зри в корень
Надо признать, что и в присяге военнослужащего ВСУ отсутствуют подобные требования, однако в ней есть одна важная деталь. В нашей отсутствует образ-субъект, которому клянётся в верности воин. В украинской её защитник в первых же строках обещает своему народу: «Я (имярек) вступаю на военную службу, торжественно клянусь Украинскому (с большой буквы. – Примеч. авт.) народу…».
Однако здесь кроется одна маленькая деталь, раскрывающая суть большой проблемы. С учётом принятого недавно (1.07.2021 года) на Украине Закона «О коренных народах» к таковым относятся, кроме украинцев, только
крымские татары, караимы и крымчаки (с учётом территориальных претензий на Крым. – Примеч. авт.). Русские отныне не являются здесь коренным народом, что, по сути, и ставит их в положение людей второго сорта.
Таким образом, находим ответ, почему для идеологически обработанного солдата ВСУ Украина идентифицируется с мононациональным государством, где нет места «клятым москалям», которым место «на гиляке». Но к коренным народам Украины, согласно Закону, не относятся и евреи. К сожалению, большинство вэсэушников с заштампованными мозгами почему-то не задаются вопросом, а как же тогда во главе Украины оказались не коренные украинцы, а этнические евреи?
Это, к слову, одна из болевых точек, на которые могла бы давить наша контрпропаганда, направленная на солдат противника и население Украины. Но, как мы видели не раз, попытки затронуть «еврейский вопрос», в т. ч. весьма высокопоставленными чиновниками, наталкиваются на серьёзное сопротивление главы главной еврейской общины России (ХАБАД) Берла Лазара. Члены украинской ветви этой религиозной общины со штаб-квартирой в Нью-Йорке имеют не меньшее влияние и на Владимира Зеленского – в свою очередь, «самого влиятельного еврея в мире» (по версии израильской газеты «Иерусалим Пост»)!
Похоже, это та самая «кощеева игла», сломав которую мы могли бы основательно продвинуться на пути к Победе. Ведь для крайне возбуждённого национального самосознания украинских патриотов, которых немало в рядах ВСУ, мысль о том, что ими вопреки их же законам управляют люди некоренных национальностей, должна стать проверкой на их истинный – «щирый» патриотизм и национализм! Иначе получается, что они умирают вовсе не за
интересы украинского народа, а за... Ну, вы поняли.
В России и нашей армии этот вопрос не стоит. Мы, согласно присяге, храним верность своему многонациональному Отечеству и клянёмся «свято соблюдать Конституцию»! Слабовато, на наш взгляд, с точки зрения аргументирования отдания своей жизни, но ничего не поделаешь! По нашему мнению, опору в готовности к самопожертвованию надо искать в глубинах душ российских солдат и офицеров и, конечно, нашей истории. Нам почему-то сразу вспоминается Александр Васильевич Суворов, который имел не только власть, но и моральное право посылать фактически на смерть своих чудо-богатырей – вчерашних крепостных. Какова же была мотивация на самопожертвование лучших в мире солдат?
Три чёрных кита
История любезно сохранила для нас крылатые выражения нашего лучшего полководца: «Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови», «Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!», «Умирай за Дом Богородицы, за матушку-царицу, за пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!».
Сегодняшнему воину, воспитанному в секулярном обществе и соответствующих семье и школе, пожалуй, сложно понять суворовских солдат, ведь, помимо отсыла их к присяге (где были досконально прописаны мотивация для самопожертвования, гарантом чего был Бог), Суворов повелевает отдавать жизнь не только за попавших в беду товарищей или полковое Знамя, но и за матушкуцарицу (к слову, немку), её августейшую семью, Россию, которую он, нимало не смущаясь, называет «Домом Богородицы». А в качестве стимула обещает не ордена-медали, ветеранские льготы, решение финансовых проблем и списание долгов, а «честь и славу». Павшим же – не пенсию семье по потери кормильца и звание Героя посмертно, а Царствие Небесное – рай!
Не думаем, чтобы сегодняшнего нашего солдата эти призывы вдохновили на смертный бой. Причина не только в том, что у нас нет Суворовых, а в том, что произошёл радикальный разрыв с поколением его солдат. Причины лежат на поверхности. Мы бы выделили три основных: секуляризм-атеизм, либерализм-пацифизм и бабизм-феминизм, которые сделали своё чёрное дело.
Кратко поясним. Государственный 75-летний атеизм и постсоветский секуляризм вырастили не одно поколение атеистов и скептиков, для которых Бог не является, мягко говоря, авторитетом. Соответственно, обещания загробных блаженств в виде Царствия Небесного, рая этих людей не трогает.
А как убедить расчётливого материалиста в погонах отдать свою жизнь за кого-то или что-то – вопрос, который предстоит решать ГлавПУРу, причём, «не откладывая в долгий ящик». Есть известная поговорка, что «на войне нет атеистов», однако, как показывает практика, они никуда не делись. Согласно опросам психологами военнослужащих, побывавших в зоне проведения СВО, большинству из нынешних воинов нужны не священнослужители, а психологи, которых, впрочем, тоже не хватает, – сказал завкафедрой Санкт-Петербургского военного института войск Национальной гвардии профессор Александр Караяни.
Пацифизм получил широкое распространение после распада СССР именно как следствие либерализма. Главным отличием последнего является то, что он интересы личности ставит выше общественных со всеми втекающими отсюда
последствиями. Отдавать свою жизнь за других воспитанный в таком ключе индивид не собирается и последовательно становится пацифистом – противником не только войн, но и воинской службы.
Обеими руками за это «топит» укоренившийся в нашем обществе феминизм, который распространил своё влияние и на военнослужащих как чьих-то детей, которых надо защищать, в т. ч. от военной службы, где могут не только обидеть, но и, не дай Бог, лишить жизни! В начале 2000-х женщины под видом «солдатских матерей» наконец получили право доступа в казармы. Улучшилась ли после этого боеготовность армии – главный критерий её существования? Нет.
Наоборот, был снижен до одного года срок службы, началось сокращение армии и изгнание из неё наиболее ценных – мужественных кадров. Увольняли их, конечно, не женщины, но воспитанные ими в соответствующем духе должностные лица, и процесс этот, как нам кажется, не остановлен до сих пор.
Эти «три кита», словно три педали, активно используются т. н. «партией мира», не без активной поддержки ЦИПсО ССО ВСУ, чтоб остановить Россию на пути к решению её геополитической задачи, – успешному завершению СВО. Одним из показателей влияния этих «китов» на общественные настроения стали «тараканьи бега» трусов за границу, которые начались ещё до объявления частичной мобилизации. Их количество весьма значительно – около миллиона, что соответствует численности нашей армии мирного времени! Почему им дали возможность спокойно уйти – тоже, на наш взгляд, проявление на уровне государства либерально-пацифистских и феминистических мировоззрений, закрепившихся в сознании ответственных за это госчиновников и госслужащих.
«Кузьмичи» против активисток
Кроме них достаточно «пораженцев», «косарей» и среди оставшихся в России, что отрицательно влияет на ход СВО, не способствует сплочению народа перед лицом объединившегося противника. Но что было сделано государством для массовой подготовки патриотов?
Первым делом почему-то вспомнился отменённый ещё в 1990 году, объявленный пацифистами-феминистами «ненужным» предмет «Начальная военная подготовка». Ходят слухи, что его хотят вернуть в школы в 2023 году. Верить ли?
Ну а следом нам вспоминается шумный и красочный проект «Юнармия» – добровольное российское детско-юношеское движение численностью свыше миллиона человек, как с гордостью сообщается на сайте организации! Её учредителями являются солидные люди – Герои Советского Союза и России, боевые генералы, известные учёные, космонавты, спортсмены! Но нам приходится общаться с офицерами запаса – теми, кто непосредственно работает в этой системе. И они открыли глаза на многие рабочие моменты, в частности, кто, например, реально заправляет движением и кого тут готовят? Сразу скажем: фактически власть в «Юнармии» находится в руках тех же женщин: педагогов, спортсменок, бывших комсомольских активисток. Ветеранов военной службы и боевых действий они, используя свои рычаги влияния, решительно отодвинули в сторону как мешающих им воспитывать патриотов. Такова правда жизни!
В планах и отчётах руководства работа кипит: проводятся оздоровительные и спортивные лагеря, различные игры, квесты и шоу. Среди проектов движения есть всё: от вокально-хореографического ансамбля до КВН. Где-то между ними несколько затерялась Всероссийская военно-спортивная игра «Победа», которая, оказывается, проводится аж 20 лет!
(Это ж сколько должно быть подготовлено патриотов за это время!) Правда, последний отчёт о её ходе представлен почему-то 2019 годом. Неужто порыв организаторов иссяк? Или деньги закончились?
Кто хоть раз бывал на мероприятиях с участием юнармейцев, а это, как правило, возложение цветов к различным памятникам, наверняка обратил внимание, что большинство юнармейцев – девушки. С бантиками, красивыми причёсками и макияжем. Ну, чтоб радовать глаз! Они же чаще выступают в роли командиров подразделений, приобретая навыки командования… Простите, кем?
Нам неоднократно приходилось участвовать в качестве организаторов молодёжных военно-патриотических сборов самых различных форматов, которые проводили офицеры запаса или казаки, и нигде мы не встречали ребят в
характерных красных беретах и футболках. На вопросы организаторам: приглашали ли они юнармейцев, следовал, как правило, стандартный ответ, что приглашали, но получали отказ…
Время показало, что наиболее надёжными защитниками России являются т. н. «кузьмичи» – поколение мужчин, родившихся и получивших воспитание в Советском Союзе. Они имеют соответствующие навыки, опыт, закалку и, что важно, успели вживую соприкоснуться с поколением Великой Отечественной войны. Именно на них и держится наша экономика, а сейчас легла и основная тяжесть мобилизации. По первым отзывам командиров, с этой категорией мобилизованных у них меньше всего хлопот.
И, что самое главное, у «кузьмичей», как правило, не возникает вопросов, почему и зачем. Они знают, что надо делать, если поступит популярный на Великой Отечественной войне приказ «Стоять насмерть!»
Андрей Дмитриевич
РЕДКОЗУБОВ,
полковник в отставке,
член Совета ветеранов
Военной разведки.
Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО,
подполковник запаса,
ветеран боевых действий