22 января 1898 г. 125 лет назад РОДИЛСЯ Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН
Имя, признанное символом советской кинематографии. Многочисленные опросы кинокритиков всегда выводили «Броненосец Потёмкин» на первое место мирового пантеона кино.
Смотрится ли он сейчас, когда в мире кинематографа накручено столько всего разного, компьютерного, трюкового, но и пустого?
Если отвлечься от нелепой мысли о том, что кино есть развлечение, этот фильм и сегодня смотрится так же высоко, звуча накалом греческой трагедии.
…Сергей Эйзенштейн родился в Риге в семье городского архитектора, был крещён в Кафедральном соборе.
Его образование было разносторонним: помимо основного, он получал уроки игры на рояле и верховой езды, изучал три языка, рано увлёкся фотографией.
Рано стал рисовать карикатуры. Оставленные Эйзенштейном рисунки говорят о руке мастера: тонкое движение линии, организующее пространство работ, виртуозное графическое богатство.
Он проходил милицейскую службу; был прапорщиком инженерных войск; в 1918 году добровольцем вступил в Красную армию. Между боями ставил спектакли, ещё не думая о кино, подспудно зревшем в сознании грядущими фильмами, из которых самым известным станет «Броненосец…»
Эйзенштейн учится в режиссёрских мастерских Мейерхольда, продолжая быть рабочим сцены в Пролеткульте.
Его всё более властно влечёт кино, первой его работой становится перемонтаж фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок».
Широко прозвучит «Октябрь» – к юбилею семнадцатого года. В нём монтаж Эйзенштейна необычен: он насыщен интеллектуальными находками, используя которые режиссёр творит язык, адекватный языку большой литературы. Синтез художественности и научного языка составляет сущность кинематографической ленты.
Командированный за рубеж Сергей Эйзенштейн работает в Голливуде, пишет сценарии, стараясь освоить в них приёмы внутреннего монолога.
«Броненосец Потёмкин» становится поворотным событием в истории кино: никто до него так не пользовался монтажом. Режиссёр словно кристаллизует все возможности основного кинематографического метода, и показ реальности, предложенной им, завораживал.
Монументальность влечёт режиссёра предельно: два других знаменитых его фильма посвящены Александру Невскому и Ивану Грозному, фигурам столь же сложным, сколь и двойственно толкуемым. Закружит пляска опричников, и провидчески глянет царь с экрана в лицо истории…
Эйзенштейн штудировал историю теми методами, которых нет у науки.
Он феноменально строил кадр, стремясь добиться в нём тотальной выразительности.
Профессор ВГИКа, автор фундаментальных работ по истории кинематографа. Всё, что он делал, было новаторским и, входя в действительность, помимо художественной ценности, давало тропы, по которым следует идти, чтобы добиться наибольшей кинематографической яркости.
Александр Львович БАЛТИН