Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА
Какой страх и смятение переживает сегодня мир в связи с неслыханной войной на Украине, которую фактически ведут против нашей России Америка и Запад! Люди неверующие с ужасом говорят: где же Бог? И почти такой же
вопрос задают некоторые верующие: почему всесильный и всемилостивый Бог не спешит прийти к нам на помощь?
Л.И. Вершинина, г. Белгород
Вы помните Евангелие о буре на море и о страхе, который охватывает человека во время бури? Море в Священном Писании – иногда дорога в другую страну, но также и угроза хаоса, безпорядка, смерти: от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Апок. 21, 1).
Разбушевавшаяся во время плавания апостолов стихия, среди которой идёт к нам по волнам на помощь Христос, – образ всей нашей жизни, время от времени сотрясаемой бурями. Как будто все враждебные силы восстают против нас, вызывая в нас древний страх, исходящий из глубины веков и из глубины нас самих. Оттого что мы верующие люди, оттого что мы ученики Христовы, наша жизнь не легче, чем у любого другого человека. Может быть, иногда даже труднее.
Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, но, когда надвигаются на нас беды, мы начинаем бояться. Господь содержит всё в деснице Своей, но действительно ли Он защитит нашу хрупкую жизнь от погибели? Святые отцы говорят: «Мы боимся смерти оттого прежде всего, что мы боимся жизни».
Самое поразительное, что ученики в сегодняшнем Евангелии больше всего испугались приближения к ним Начальника жизни Господа. После страха от бури ещё больший страх напал на них. «Это призрак», – вскричали они, думая, что, может быть, сам сатана идёт к ним под видом их Учителя. «Это Я, не бойтесь», – отвечает Господь. Это голос, от которого бесы бегут в ужасе, голос, который узнают только те, кто следует за Христом.
Как и в другом Евангелии, рассказывающем об утишении бури, когда во время плавания Спаситель уснул на корме, Он предупреждает их прежде всего об опасности страха. Попускающий ученикам быть захваченными бурею и уготовляющий им великую тишину, Христос не говорит им об опасности смерти, от которой они будут избавлены, но об их страхе. Как если бы этот страх заботил Его больше, чем смерть, угрожающая им. Да, смерть порождает страх. То, что происходило с апостолами во время бури, доказывает это. И каждый человек по собственному опыту знает, что в смерти – наш страх.
Но может быть, наоборот, – не от смерти страх, а от страха – смерть? Может быть, страх заставляет нас цепенеть перед смертью, перед диаволом? Страх как хищный зверь, который вначале гипнотизирует, парализует свою жертву, чтобы затем пожрать её.
Мы видим, как безстрашно Господь идёт по водам, когда неистовствует буря. Он – спокоен, Он – весь в Божием мире, в вере – то есть в доверии любви Отца Небесного. Это Его путь ко Кресту, Он идёт навстречу опасности, которая угрожает нам. Он идёт сразиться со смертью, чтобы дать нам жизнь и избавить нас от всякого страха.
И Петр пошёл по воде, чтобы быть там, где Господь. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав тонуть, закричал: «Господи, спаси меня!» От страха Петр погрузился в смерть, а страх пришёл к нему от сомнения в вере. Так бывает с каждым из нас, когда грозит нам опасность. Но как только мы всем своим существом взываем к Нему, Господь тотчас простирает к нам спасающую руку, утишая бурю, укрощая силы смерти.
Он являет нам чудо Воскресения и снова учит нас доверию Божию Промыслу, победе над страхом и отчаянием.
Сколько раз тонули мы в море этой жизни, но какая-то невидимая рука поддерживала нас и внезапно выводила из опасности. И снова мы слышим эти слова: «Что усомнился, маловере?!» Будем приводить себе на память прежние благодеяния Божии, и в будущем при всякой опасности призывать имя Божие, и будем спасены.
Но следует остерегаться также и ложной смелости. Победить всякий страх – это значит победить всякий грех. Только в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх.
И поэтому не будем отчаиваться, если нас порой охватывает малодушие. Петр испугался, но Господь укрепил его веру.
Многие святые вначале были малодушны, но потом твёрдой стопой шли вслед Господу.
А пока мы испытываем ещё много страхов. Это нормально. Мы немощны по-человечески. Мы ещё грешные люди. Но Христос уже освободил нас от всякого страха. Страха умирать, страха жить, страха безсмысленного существования. Страха, который парализует не знающих Бога людей и отдаёт их в жертву смерти без силы, без веры, без надежды. Всякий раз, когда мы испытываем страх великий или малый, всякий раз, когда мы охвачены бурей, Христос спешит к нам на помощь.
И мы должны побеждать все наши страхи, потому что с нами Господь.
Ещё много бурь будет на озере Тивериадском. И много их будет в нашей жизни. Давно ли мы пережили небывалую бурю в истории? Кажется, церковный корабль ещё крепок, но приближается новое испытание. Однако самая великая буря утишена раз и навсегда: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15, 54). «Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17).
Объясните, пожалуйста, почему в Евангелии от Матфея даётся одна родословная Христа, а в Евангелии от Луки – совершенно другая?
В. Рябков, г. Иркутск
На самом деле это одна и та же родословная. Но в Евангелии от Матфея она идёт только до Авраама, а в Евангелии от Луки – до Адама. Евангелие от Матфея показывает нам Христа как Сына Авраамова, в Котором благословляются все племена земные. И как наследника престола Давида. Потому оно начинает родословную от Авраама и доводит её до Иакова, отца Иосифа, наследника дома Давидова. А Евангелие от Луки хочет показать, что Христос – Семя Жены, Которое сотрёт главу змия (Быт. 3, 15), прослеживая Его предков до Адама.
В Евангелии от Матфея родословная Спасителя заканчивается словами: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). Евангелие от Луки не придаёт значения числовому распределению родов, не выделяет никакого имени, в том числе Давида. Хотя связь Иосифа с Давидом обозначена в самом начале Евангелия от Луки. Архангел Гавриил был послан от Бога «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк. 1, 27). И в этой родословной не названо ни одного женского имени. Как та, так и другая родословная дают потомков Иосифа Обручника, ибо согласно ветхозаветному закону он является отцом Богомладенца Иисуса.
Ещё одна замечательная особенность этой родословной – родственная связь с Давидом проходит не через царя Соломона, но Нафана, другого, менее известного сына Давида. Но это не имеет принципиального значения. Уточнение этих родословных – второстепенно по отношению к цели, которую они преследуют: показать, что Иисус есть Сын Давидов, принадлежащий к избранному народу, наследник обетования, данного Аврааму, и Он единосущен через Адама всему человечеству. В Евангелии от Матфея Христос – Тот, Кто принадлежит богоизбранному народу. В Евангелии от Луки Христос – Тот, Кто принадлежит всему человечеству.
Родословная Христа в Евангелии от Луки заканчивается словами: «Адамов, Божий», ибо Ему надлежало быть Посредником между Богом и сынами Адама, и сыны Адама должны были стать через Него сынами Божиими. Родословная Христа показывает Его подлинное человечество. Он был человек среди человеков. Он не был призраком или полубогом. Чтобы спасти людей, Он стал человеком в самом полном смысле этого слова.
«Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати».
Почему до этого Он провёл столько времени в Назарете, в то время как Он пришёл спасти мир?
О.А. Жердева, г. Наро-Фоминск
Тайна Божиих сроков сокровенна. Разумеется, имеет значение и достижение зрелости по человеческому естеству. Но некоторые толкователи обращают внимание на другое. Прежде чем выйти на служение спасения мира, наш Господь с предельной ответственностью исполнял Свой долг по отношению к домашним и близким в Назарете. Как власть имеющий, Он скажет потом каждому Своему верному последователю, какие бы скромные обязанности тот ни исполнял: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 23). Господь показывает, что верность в самом малом служении уготовляет нас к участию в самом великом – в том, что совершает Христос.
Почему Христос после Крещения не отправился сразу на проповедь, а «поведён был Духом в пустыню»?
Ф.К. Челпанов, г. Пермь
Христос возвратился от Иордана, где Он крестился и где Ему был глас с небес от Бога. Когда нам даётся самое благодатное общение с Богом и ясное свидетельство Его благоволения к нам, мы должны быть готовы к нападению на нас врага рода человеческого. Чем богаче наше достояние, тем больше оно привлекает воров и разбойников. Господь попускает этому быть, чтобы сила Его благодати была явлена и возвеличена.
Христос был поведён Духом в пустыню. Что это значит?
Пустыня, огромная пустыня, где человек – один перед безконечностью, где нет ни одного дерева, чтобы можно было спрятаться, ни тени, чтобы найти убежище от зноя, ни камня, чтобы главу приклонить, где человек не находит места для себя, и вынужден скитаться. Пустыня – место пребывания человека после изгнания из рая. Пустыня, согласно Евангелию, – место, где человек встречается с нечистыми духами или входит в общение с Богом Живым.
И, следуя за Моисеем через пустыню, богоизбранный народ узнаёт, что его начало уходит дальше, чем он думал.
Его рождение теряется во мраке времён, он – чадо Авраама, который в свою очередь связан со своим народом, со своей страной, со своим родством (Быт. 12, 1). Их начало – дальше их самих. Они идут из ничего, из ниоткуда. Они идут от Самого Бога, от своего Творца, своего Освободителя, своего Спасителя. Они идут через пустыню с ропотом и отчаянием.
Но им необходимо обрести доверие и верность Богу, чтобы пустыня процвела и стала лугом и садом, землёй, текущей молоком и мёдом, произрастающей чудесные плоды. Это – Земля обетованная, где будет изобилие для тех, кто решил всё оставить, всё потерять, всё отдать, чтобы предать свою душу в руки Божии. Здесь – дар Божий для тех, кто приходит сюда ведомый Богом. И хотя в нашем крещении мы уже по дару Христа сподобились рая, снова и снова Церковь зовёт нас увидеть, что мы ещё в пути, мы ещё в пустыне, где нам надо быть испытанными в нашем доверии и нашей верности Богу. Труден наш путь, но мы должны знать, что наш Бог – не чужой, не далёкий, не безразличный к нашим бедам и нашим немощам. Он идёт с нами, со всем человеческим родом.
Его слава – рядом с нами, мы – слава Его, если идём с Ним.