Солдатская чаша

Протоиерей Александр Дмитриев (фамилия и имя изменены) является военным священником.
О своей командировке в район проведения российскими войсками специальной военной операции в Донбассе он рассказал нашему внештатному корреспонденту

«Скажите о духовном»

Это была вторая моя командировка к российским воинам, участвующим в спецоперации на Украине. Несколько слов скажу о нашей мобильной группе. Полковник Алексей В. и подполковник Сергей С. – опытные офицеры-политработники.
У нас сразу сложились добрые отношения, мы были одной командой, хотя обязанности у нас были разными.
…У солдата-контрактника умерла восьмимесячная дочь.
Возникли некоторые трудности служебного характера. Эти трудности помогли разрешить офицеры-политработники. А мне они предложили поговорить с солдатом «по душам».
Солдат спросил меня: «Почему она умерла?» Я не стал излагать ему учение Церкви о смерти безгрешных младенцев.
По опыту знал, что родителям, переживающим смерть детей, нужно не объяснение, а утешение и поддержка. Я постарался принять его скорбь в своё сердце, как мог, погоревал с этим солдатом, помолчал с ним. И помолился, чтобы Бог послал утешение в сердце этого воина.
…А в первый день приезда я посетил Н-скую часть, где перед воинами выступал ансамбль песни и пляски Центрального военного округа из Екатеринбурга. Концертная программа была подготовлена специально для военнослужащих. После концерта мне предложили «сказать о духовном». Я напомнил воинам, что позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что, признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идёт о защите ближних и своего Отечества.
– А наши ближние – это не только жители Донецкой и Луганской республик, но и всей Украины, – сказал я. – Россия помогает украинскому народу избавиться от абсолютно антинародного киевского режима, от нацизма и фашистско-бандеровской идеологии. Я твёрдо верю в то, что народы наших стран – России и Украины – будут жить в мире и добрососедстве…

«Мы – одна степь!»

В селе, куда мы приехали, увидели такую картину: российские солдаты раздавали местным жителям пакеты с продуктами. Ко мне подошёл смуглолицый солдат:
– Батюшка, я другой веры, но вас я уважаю... По национальности я казах, из-под Оренбурга. А вы откуда?
Я сказал.
– Так мы из одной степи, – обрадовался солдат. – Батюшка, тогда у меня для вас есть подарок.
 И он нырнул в БМП.
– Это я вам привёз подарки, – крикнул я ему вдогонку.
Из боевой машины пехоты он достал пакет с гуманитаркой и несколько блоков сигарет.
– Батюшка, это всё вам!
Мы обменялись подарками. Гостинец от смуглолицего воина я потом отдал солдатам другой части.
Казахское выражение «Мы – одна степь» – это примерно то же, что русское выражение «Мы – братья».

«А кто роту накормит?»

Многие из солдат и сержантов, получив в бою лёгкое ранение или контузию, отказывались уходить в медсанчасть: «А кто заменит меня?»
Так солдаты говорят в ситуации, когда, скажем, немедленно заменить наводчика орудия, механика-водителя или связиста бывает некому.
Одно из подразделений «Отважных» попало под обстрел.
Был ранен повар рядовой Алишер В. – осколок снаряда угодил ему в ногу. Повар – не наводчик танка, командир стал готовить солдата к отправке в медсанчасть. Но раненый солдат привёл неожиданный довод: «Товарищ капитан, а кто роту накормит?
Не сухим же пайком моим товарищам питаться. Да и нога у меня уже не болит…»
Видя колебания офицера, солдат продолжал:
– Мой прадед пришёл с Великой Отечественной войны с тремя осколками в ноге. С ними жил и работал, никогда не жаловался. Умер в девяносто лет. Чем же я слабее?
Так и служит отважный повар рядовой Алишер В., которому на вид всего-то двадцать лет.

«Выполняйте поставленную задачу»

В ходе боя командир подразделения майор Александр В. менял позицию и в этот момент был ранен снайпером нацистов. Офицер дополз до ближайшего укрытия и попытался оказать себе первую помощь.
Офицеры подразделения видели, в каком положении их командир, и начали готовить бойцов для эвакуации раненого. Но тут по рации раздался уверенный командирский голос:
– Вытаскивать меня не надо, у меня всё нормально, продержусь. Выполняйте поставленную задачу.
Командир поступил так, потому что знал тактику снайперов врага. Они не добивают раненого, а ждут, когда к нему прибудет помощь, чтобы уложить как можно больше людей.
А потом начался бой. Нацисты были отброшены от наших позиций. Но командир был уже мёртв – он истёк кровью. Майор Александр В. пожертвовал собой, чтобы уберечь от гибели солдат.

По ходатайству солдат

Мы приехали в одну из частей. Офицеры-политработники побеседовали с рядовыми и сержантами, расспросили о нуждах, проблемах. А в конце спросили: «Есть к нам вопросы?»
Вопросов не было, была просьба: ходатайствовать перед вышестоящим командованием о награждении отличившихся в боях воинов.
И мы услышали такой рассказ.
– В бою наш командир был ранен. Солдаты поначалу растерялись. Но в этот момент командование ротой взял на себя майор Александр А. – офицер другого подразделения. Он грамотно расставил бойцов и организовал оборону. А когда нацисты были отброшены, повёл людей в атаку. Высоту мы взяли, врага уничтожили. Потерь с нашей стороны не было.
Воцарилась пауза. Полковник записывал в блокнот рассказ солдат. И тут кто-то из рядовых с надеждой попросил:
– Дайте товарищу майору хотя бы медаль. Но ведь он и орден заслужил…
Следующий рассказ был о снайпере роты рядовом Викторе С.
– Он уничтожил расчёт миномёта фашистов, – говорили солдаты. – В другом бою, когда украинский танк остановился и экипаж начал было загружать снаряды, наш снайпер уничтожил двоих танкистов, а третьего ранил. Этот танк в бою уже не участвовал. А ещё наш снайпер повредил несколько единиц боевой техники врага.
И снова просьба: «Дайте нашему снайперу хотя бы медаль».
Когда мы возвращались, полковник мне пояснил:
– Представление к награждению обычно пишет командир.
Такой в армии порядок. Но здесь – исключительный и удивительный случай. О награждении командиров ходатайствовали солдаты…

От Афгана до Украины

– Батюшка, благословите!
Ко мне подошёл улыбающийся солдат с бородой. На вид ему было лет 55.
– Батюшка, я верующий, православный, из Оренбурга. Звать Александр. Прошёл Чечню, воевал в Сирии и во многих других горячих точках. Теперь вот здесь…
Александр рассказал мне, что украинские войска несколько раз обстреливали Богоявленский Предтеченский женский монастырь. Обитель находится в ведении Московского Патриархата РПЦ, что сильно не нравилось украинским военным. Во время боёв ВСУ атаковали монастырь, повредив святой источник и ранив настоятельницу монастыря.
– Очень страшным был последний обстрел, – рассказывал Александр. – Из окопов мы наблюдали, как разрывы мин и снарядов приближаются к монастырю. И вдруг случилось невероятное: из монастыря вышел крестный ход. Сёстры шли по двое – с иконами и хоругвями, громко пели молитвы. Когда они обошли вокруг монастыря – обстрел внезапно прекратился.
Когда такое видишь, начинаешь лучше понимать жителей Донбасса. Их никому не сломить и не победить.

Гвардии отец Михаил

Иерей Михаил Советкин – военный священник. Батюшка вместе с частями группировки «О» освобождал Луганскую Народную Республику. За успешные действия Президент РФ Владимир Путин присвоил Н-скому соединению почётное звание «Гвардейское». Командир соединения после этого сказал подчинённым: «Ко мне обращаться – товарищ гвардии полковник, а к нашему батюшке – гвардии отец Михаил!»
Отец Михаил солдатом прошёл афганскую войну, был в Сирии, поэтому сразу стал для солдат своим и в окопах, и в бою, и на привале. Многое из этого опыта было потом применено в боях.
Солдатам батюшка привозил иконочки, крестики, молитвословы. Даже мусульманские молитвословы брал с собой, раздавал мусульманам на позициях.
Был случай. Вместе с оператором беспилотника отец Михаил наблюдал, как разворачивается бой: наши подразделения пошли в атаку, а им навстречу из посёлка С. выехали два украинских танка. Наши пехотинцы по рации запросили подкрепление. Отец Михаил, как старый солдат, сразу оценил ситуацию и встал на молебен «Иже иде на супостаты…»
Вскоре показались наши танки. Встречный танковый бой закончился в нашу пользу – украинские танки были сожжены.
В том бою с нашей стороны были раненые, но «двухсотых» не было. Настолько сильна молитва.
– Мне, как священнику, нельзя брать в руки оружие, – рассказывал отец Михаил. – Знали об этом и солдаты подразделения.
Но вскоре начался серьёзный бой, были раненые, а резервов нет. Меня спросили: «Батюшка, что ты можешь?» – «Могу быть водителем БТР». – «Ну хорошо, батюшка, мы на тебя рассчитываем». И если бы потребовалось – я же водитель-профессионал, мог на машине вывезти с поля боя раненых.
У отца Михаила на телефоне вместо обычного звонка установлена песня военных лет «Тёмная ночь».

«Так надо! Пусть воюет»

Из бесед с солдатами я понял, что родственники их поддерживают в желании освободить Донбасс от украинских нацистов. И поддерживают не на словах! Если сыновья на фронте, то отцы и матери – в церкви. Они стали чаще бывать в храмах, стали молиться Богу о сохранении жизни своих сыновей, о победе российского воинства. Одну такую женщину – мать солдата, я позднее встретил. Она сказала: «Так надо! Пусть он воюет».
Поддержка родных и близких очень воодушевляет солдат.
У них есть понимание того, что останавливаться нельзя, что дело надо довести до конца. Хочется надеяться, что Господь сохранит наших воинов. Ко мне часто обращались с просьбой помолиться – о сохранении жизни, о победе, о единстве наших славянских православных народов.
«Господи, спаси и сохрани!»

О командирах

Генерал Андрей Владимирович Колотовкин командует группировкой войск, которые обозначаются тактическим знаком «О». Генерал говорит своим солдатам: «Мы не имеем права плохо воевать». И сам воюет хорошо, показывает пример. Он награждён пятью боевыми орденами.
Чтобы хорошо воевать – нужно хорошо знать своих солдат.
Генерал Колотовкин, как мне сказали, постоянно в окопах с солдатами, на огневых позициях артиллерии, с танкистами перед атакой, с разведчиками перед поиском… В штабе его не застать.
Пример командующего – огромная мобилизующая сила. Так же, как генерал Колотовкин, действуют полковники, майоры, капитаны, лейтенанты. Вместе они – одна непобедимая команда.
Эти люди знают цену войне и миру. Они солдаты и готовы выполнить приказ, чтобы защитить интересы своей Родины, жизнь людей в Донбассе и уничтожить угрозу нацизма на Украине.

Подготовил Олег Иванович БЕДУЛА