Вот в чём для меня весь Крутов

Дорогой друг, Александр Николаевич!
В этот светлый день я счастлив поздравить тебя с тремя событиями: с  твоим 75-летием (что ещё нужно принять и осмыслить), с 30-летием выхода первой телепередачи «Русский Дом» и с 25-летием первого номера созданного тобой журнала с тем же прекрасным и родным названием.
Передача и журнал – лучшие подарки ты сделал себе сам. А особое благословение от Господа – праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда мы отмечаем эти три события одновременно.

Александр Николаевич  вырос в русском доме на севере нашей страны в рыбацком посёлке Умба. Большая многодетная семья, в которой царила любовь и ответственность друг за друга, заложили в нём самые лучшие человеческие черты, которые в дальнейшем развивались во все те прекрасные качества, которыми щедро делился и насаждал везде, где Александру Николаевичу  довелось жить и работать.
Закончив школу, юноша из далёкого поморского  посёлка  поступил в Московский университет на факультет журналистики и вскоре стал одним из известнейших и любимых радио- и телекорреспондентов Советского Союза.
Радостно было видеть совсем молодого, умного, талантливого журналиста, горящего своим трудом и призванием.  
Мы познакомились с Александром Николаевичем в Даниловском монастыре в 1988 году в период празднования Тысячелетия Крещения Руси. Он был уже известным всей стране ведущим центрального телевидения – программы «Время», «Прожектора перестройки», самой популярной тогда телепередачи.
Журналистом, не побоявшимся вести для всего мира репортажи из разрушенной, пылающей радиацией Чернобыльской атомной электростанции. Но в нём и близко не было никакой заносчивости, он всегда быстро сходился с единомышленными людьми и дарил им верную дружбу.
Конечно, путь к Богу, в Церковь начался у Александра Николаевича задолго до нашей встречи. Весь уклад жизни его семьи, столетиями настоянный  на  православной вере и  благочестии, подготавливал пионера, комсомольца, коммуниста Сашу Крутова к возвращению к той вере, в которую был крещён  при рождении и какую он видел у самой старшей в семье – бабушки, жившей по северным меркам неподалёку, в двухстах километрах  от Умбы, в небольшом  городке Кировск, где чудом сохранилась одна на округу действующая церковь. При ней-то безвыездно и жила бабушка, посвятив всю себя молитве.
Потом был период надежд –  Александр Крутов был избран народным депутатом СССР от Загорского округа № 31. Кстати, именно его трудами старинный город вновь получил имя Сергиева Посада. Были и прекрасные замыслы, и убедительное всенародное голосование за сохранение единой страны…  
После ГКЧП и прихода новой власти куратор идеологии Егор Яковлев сразу отстранил Крутова от ведения программы «Время», его обвинили в «русофильстве», ведь в своих репортажах он действительно говорил в первую очередь о русском человеке, о проблемах русского народа. Но сломить Крутова не смогли. В этом же году на Московском канале появляется программа «Русский Дом», не побоюсь сказать, любимое детище Александра Николаевича. Именно в «Русском Доме» в октябре 1993 года он произнёс с экрана: «Свершилось самое страшное: русские стреляют в русских», – и Крутова выбросили из эфира. Но он снова её открыл.
Каждый выпуск этой программы все 11 лет её существования в эфире был событием. Именно эта программа открыла для миллионов наших соотечественников Николая Сергеевича Леонова  – замечательного мыслителя, аналитика и гражданина России. Память и любовь к нему навсегда останется в наших сердцах и молитвах.
И, безусловно, программа в максимальной полноте раскрыла публицистический талант Александра Николаевича Крутова. Это казалось почти чудом, но на протяжении 11 лет на отечественном телевидении каждую неделю шёл абсолютно честный, без недомолвок и двусмысленностей разговор о самых актуальных и острых вопросах современной жизни и истории России, о русском человеке. Признание среди зрителей у программы было колоссальное.  
Но «чудо» продолжалось недолго: самым жёстким приказом сверху  владельцем канала программа была ликвидирована в 2003 году.  
Но и здесь Александр Николаевич не позволил исчезнуть своему «Русскому Дому». Дело телевизионной программы продолжил одноимённый журнал, созданный Крутовым в 1997 году.  
Убеждённость и сила духа. При мягкости и даже сдержанной нежности характера и необычайной доброте. Вера в Промысел Божий и в своё призвание летописца и защитника русского человека оружием журналистики. Великая любовь к России и преданность ей. Вот в чём для меня весь Александр Николаевич Крутов.
Не могу не сказать и ещё об одном – необычайно важном. Семья. Жена Александра Николаевича Ирина Владимировна – великая женщина. Великая потому, что исполнила главную заповедь Божию о жене, которую редкой  супруге удаётся исполнить во всей полноте: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, по нему»  (Быт. 2,18). Без этого помощника, без Ирины Владимировны, уверен, не устоял бы «Русский Дом» Александра Крутова. Сын Николай. Внук Александр. Всё это – счастье.
Александр Николаевич, спасения, счастья и новых трудов тебе во славу Божию и на благо Русского дома.

Твой митрополит Тихон (ШЕВКУНОВ)