Где мы можем исцелиться?

Архив: 

Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

 

28 июня наступает Петров пост – по уставу Церкви не очень строгий. Разрешается вкушение рыбы не только по субботам и воскресеньям, но и по праздникам. К тому же сейчас лето – это тоже немалая поддержка для соблюдающих пост. В чём же должны состоять наши усилия, чтобы наполнить это время особенным духовным содержанием? Само собой разумеется, надо больше молиться и читать Священное Писание, особенно Апостольские Послания. А что ещё?
И.С. Рощин, г. Мытищи

Ныне время благоприятное, чтобы дать оценку нашей борьбе со страстями, недостатками, грехом, плохим характером. Требуется усилие, чтобы сражаться с нашими немощами и нашими духовными бедами. Требуется мужество, чтобы разоблачить в исповеди всякую нашу личную неверность. Требуется дерзновение, чтобы засвидетельствовать о нашей вере, даже когда это трудно. Ныне, как в минувшем столетии и как всегда, от христианина ждут героического стояния. Героического стояния – и это нормально – в маленьких каждодневных сражениях.
Такого сражения требует от нас Господь в течение всей нашей жизни, и особенно в это время, столь близкое к временам, когда являлось великое множество святых. Где наши усилия, чтобы достойно исполнить дела подлинного благочестия? Не пренебрегаем ли мы ими ради неизвестно чего? Не господствует ли над нами дух момента? Расположены ли мы жить духом Христовой любви, тверды ли в намерении исправить привычки, обретённые нами вследствие нашего плохого характера? Заботимся ли мы о бережном, сердечном отношении к нашим ближним? Помним ли о том, что труд, который нам дан, должен быть приношением Богу, свидетельством нашего осмысленного участия в Его Промысле? Сюда входит и сражение во всех обыденных каждодневных делах нашей жизни. Разве не сказал Господь: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10)? Как если бы Он призывал нас: сражайтесь каждое мгновение во всём, что может казаться незначительным, но которое является значительным в Моих глазах, тщательно исполняйте все ваши христианские обязанности, умейте поддержать улыбкой того, кто в этом нуждается, даже если вам трудно и плохо, без всякого сожаления об этом, находите время, необходимое для молитвы, спешите помочь тому, кто ищет помощи, мужественно стойте за правду, превосходя её благодатью любви.
Вот тайна того, как научиться любви ко Господу: снова и снова начинать всё сначала в каждодневных усилиях, чтобы не быть побеждённым поверхностным отношением к жизни, или ленью, или раздражительностью. «Диавол никогда не спит, и наша плоть ещё не мертва – потому не переставай уготовлять её к сражению, – говорят святые отцы, – ибо справа и слева тебя окружают враги, не знающие отдохновения. Не успокаивайся, продолжай это светлое сражение, выбирай точные и конкретные цели. Господь – близ. Он поставил рядом с тобой ангела-хранителя, готового оказать тебе неоценимую помощь, когда ты призовёшь его.

Евангелие от Матфея заканчивается сомнением некоторых апостолов в Воскресение Христово. Как же удивляться маловерию и неверию очень многих принадлежащих Церкви? Почему же Церковь называется святой и почему она постоянно напоминает, что все мы призваны к святости?
О.И. Кускова, г. Москва

Это Евангелие – прежде всего о вере и неверии. Неверие будет и далее, пока длится история человечества. Более того, вследствие умножения в мире греха оно будет возрастать. Те, кто видел воскресшего Христа, поклонились Ему, ибо они узнают, что Он – «с нами Бог». Некоторые же, несмотря на то, что видят Его, сомневаются. Но здесь маловерие, а не противостояние вере, не неверие.
Снова мы видим учеников неразумно неверующими – даже после Воскресения. Если даже видение Его оказалось недостаточным для того, чтобы поверить, ученики не должны были ждать, пока им дано будет увидеть. Как если бы Бог не давал им уже до этого достаточно свидетельств.
Мы не должны удивляться маловерию первых учеников Христовых. Нелегко войти в тайну Бога. Как часто мы пытаемся понять, прежде чем поверить! Люди исполнены гордости и страха зависеть от кого бы то ни было – даже от Бога. В то время как Бог – это любовь. Требуется чистота сердца, доверие силе, открывшейся нам, принятие новой точки опоры всей нашей жизни, решимость творить волю Божию – всё приняв от Источника жизни, всё Ему отдать послушанием Слову Отчу. Но для этого необходима Пятидесятница. Дух Святой дарует апостолам дух детского доверия – не надо бояться! Дух Святой – Ходатай нашего спасения – с нами. И святая Церковь говорит нам слова истины и утешения в эти дни. Жены-мироносицы и все любящие Христа, не надо плакать! Дух Святой, Утешитель живёт в нас. Первые ученики Христовы и последние, не надо сомневаться! Дух Святой, свет наших сердец присутствует в нас.
Мы думаем, каждый из нас: «Но я недостоин такого!» Однако это и есть спасение и превосходящая всякое разумение любовь Христова. Дух Святой приходит к нам, чтобы очистить нас от всякия скверны, исцелить все наши немощи и болезни. Бог с любовью и состраданием относится к нашей повреждённости и слепоте. Но все мы призваны к святости, и это дело Духа Святого. Церковь началась с апостолов, которые в полноте приобщились этому дару, и потому она апостольская. Мы, как говорит апостол Петр, народ святых, и потому Церковь свята. Она состоит из грешников, призванных к святости. Дух Святой сделал маловерных апостолов существами молитвы, поклонниками Богу в духе и истине, верными Победителю смерти Христу даже до крови, чтобы они могли возвещать миру, нуждающемуся в спасении, о любви Христовой. Крестившись в смерть Христову, они облеклись во Христа. Даром Духа Святого они так возросли в вере, что сумели передать её миллионам и миллиардам людей. От них мы приняли этот дар Духа Святого в день нашего крещения и миропомазания. Этим даром мы стали чадами Божиими, народом Божиим, стали святыми. Мы приняли вечную жизнь, и потому знаем, как и они, что воскреснем. Только благодать Воскресения Христова прогоняет всякое маловерие, потому что его, как грех и смерть, невозможно ничем иным победить. Только даром Духа Святого и нашим приобщением ему.

Мы видим явственно сегодня, как по мере утраты веры во Христа и Церковь Его, возрастают самые дикие суеверия, лжеверия и страх перед завтрашним днём. Не только перед завтрашним, но и перед сегодняшним. Сатана всё наглее и откровеннее заявляет о себе. Мы все знаем, как умножается в мире ложь о самом главном в жизни, каким клеветам и нападкам подвергается Церковь Христова в интернете, в либеральных СМИ. На Западе существует уже и так называемая «церковь сатаны». И как с неслыханной быстротой беды, скорби и болезни возрастают в мире. Даже многих верующих порой охватывает малодушие. Где искать исцеление и избавление? А мы ведь, верующие, призваны не только сами исцелиться, но и передать нашу веру другим, погибающим в отчаянии людям.
С.Г. Трифонов, г. Томск

Где мы можем исцелиться? Что за вопрос! Нигде, кроме как в Церкви Христовой. Так было с самого начала. Вы помните Евангелие об исцелении гадаринского бесноватого. Оно уже предваряет книгу Деяний святых апостолов. А эта книга – вся история Церкви. Она пишется до сегодняшнего дня. Этот человек из страны Гадаринской (а сегодня из нашей или из какой угодно страны), совершенно языческой земли, – тот, кого Господь послал к своим проповедовать благовестие спасения, подобно тому как послал Он самарянку к самарянам.
Этот человек был во власти диавола, то есть того, через кого смерть вошла в мир. Он был освобождён Христом. Мы тоже – нашим крещением – освобождены от рабства закона, греха, смерти и диавола. Об этом – заклинательные молитвы, которые священник читает в начале Таинства крещения. Мы как бы получили защитную прививку, но должны по-прежнему бодрствовать, и это то, о чём мы молимся Отцу нашему Небесному: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
У искусителя одно известное средство – ложь. Ложью он вселяет в сердце человека недоверие и страх по отношению к Богу, как это показано в самом начале человеческого существования – книге Бытия.
Мы – чада Божии, возрождённые к свободе во Христе, и Дух Святой, Дух истины, живущий в нас, учит различать нас то, что волнует наше сердце. Иногда этих злых духов – легион, и нас охватывает смятение. Мы уже не знаем, где мы, и не видим ничего. Рабы страха, мы позволяем вести себя неизвестно куда. Всё для нас тревожно, потому что наше сердце не слушает больше голоса Отца нашего, Который на Небесах. Мы прячемся от Него. Этот страх скрывает от нас Его лик, в то время как внутренний мир и доверие Ему – признак, что мы с Богом, и Он не обманывает нас. Когда мы молимся и поклоняемся Ему, Дух Святой, Утешитель, помогает нам осознать, какой дар свободы предлагается нам. Подобно исцелённому от бесов человеку, мы должны сидеть у ног Христа не в праздности, а в слушании Его слова. В Евангелии неоднократно упоминается о такой встрече с Господом. В тайне сердца ищущий Бога человек устремляется к слушанию Спасителя. Мы помним, что исцелённого Господом нагого бесноватого увидели одетого в одежду. А нас Дух Святой облекает в Самого Христа: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Теперь бесноватый был в здравом уме. И чадам Божиим даруется духовное здоровье, какими бы раньше ни были их немощи. Христос – место живой и личной встречи Бога с нами, в которой мы приходим в себя. Мы были потеряны, и в Нём наконец обретены.
Каждому из нас, составляющих Церковь, Тело распятого и воскресшего Господа, дана возможность освободиться от всякого зла и быть посланными к людям, чтобы мы могли рассказать, что сотворил нам Бог. Вера – всегда дар Божий. Никто не может дать её себе сам, не умножить её собственными усилиями – ни интеллектуальными, никакими другими. Но Бог даёт нам всё яснее видеть глубину происходящего с нами через болезни – наши и наших близких, через умерших, которых мы оплакиваем и хотим вернуть к жизни, через все скорби и беды, в том числе через козни злых духов – тех, кто согласно Писанию держат мир в своей власти. Нет такой силы и нет такой власти, которые могли бы по-настоящему помочь нам. Но разве Христос не победил мир и того, кого мы называем миродержцем? «Я видел сатану, – говорит Господь, – спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 18–19). Таково Царство Божие – оно приходит к нам, безсильным, в силе. Таковы посланники Царства – в лучшем случае «рабы, ничего не стоящие» (Лк.  17,  10). Такова Христова Церковь – она не должна ничего бояться. «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).