Француз – патриот России

Архив: 

«Яродился и жил более 22 лет в России, где получил своё образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». Так писал Франц Рубо, француз по происхождению, получивший художественное образование в Одессе и Мюнхене и создавший большинство своих произведений во славу России и русского оружия.


Франц Алексеевич Рубо родился 17 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье эмигрантов из Франции. Художественная одарённость юного Франца проявилась рано и явно. И потому родители определили его в Одесскую школу рисования и черчения. Проучившись в ней 12 лет, Франц Рубо продолжил образование в Мюнхенской академии художеств, которая пользовалась общеевропейским авторитетом. Именно там Рубо впервые обратился к батальному жанру, которому затем почти всецело посвятил свою жизнь.
Живя в Мюнхене, Франц Рубо постоянно обращался мыслями к своей Родине. Художник часто приезжал в Россию, где особенно полюбил Кавказ, его природу и военную историю. Именно этому региону Рубо посвятил свои  первые крупные работы, которые принесли ему широкую известность в России и за её пределами. По заказу российского императора Александра III художник исполнил 19 полотен на темы сражений кавказских войн, которые затем украсили воздвигнутый в Тифлисе «Храм славы». Среди этих девятнадцати полотен была и картина «Штурм аула Ахульго» (1888), изображающая решающее сражение регулярной русской армии с войском кавказского имама Шамиля. Это произведение имело шумный успех. Окрылённый успехом, Рубо решил расширить тему и создал под тем же названием своё первое полотно-панораму (1890 г.), которую затем предложил вниманию Николая II. Увидев её, император Николай II повелел оплатить работу художника за государственный кошт. В Мюнхенской академии художеств за это произведение Францу Рубо присвоили звание профессора.
Рубо оказался подлинным основоположником российской школы батальной живописи. После Василия Верещагина именно Франц Рубо стал художественно воссоздавать важнейшие события российской военной истории.
Следующим масштабным произведением Франца Рубо стала картина-панорама, заказанная художнику Николаем II к 50-летию героической обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–56 годов. Художник ездил в Крым, изучал документы того времени, портреты участников сражений, беседовал с ветеранами Севастопольской эпопеи. Работа непосредственно над панорамой происходила в Мюнхене, где под руководством Рубо трудился творческий коллектив из семи немецких художников. Для этой цели в Бельгии был выткан огромный холст размером 14 на 115 м. Когда 14 мая 1905 работа была завершена и панорама выставлена в Севастополе, она вызвала всеобщее восхищение – не только своей грандиозностью и массовостью (подсчитано, что на ней изображено не менее 4000 человек), но и необыкновенной исторической достоверностью. Особо ценными для Рубо стали свидетельства участников Севастопольской обороны, которые нашли, что всё изображено именно так, как было на самом деле.
И наконец, главный шедевр Рубо – созданная мастером в 1912 году панорама Бородинской битвы. Она была посвящена столетию Отечественной войны 1812 года и запечатлела подвиг русских воинов во время одного из важнейших сражений XIX века.
Это потрясающее своими масштабами полотно размером 15 на 115 м является главным экспонатом Музеяпанорамы «Бородинская битва», открытого в 1962 году, – ныне одного из самых посещаемых музеев Москвы.
Родина по достоинству оценила заслуги Франца Рубо. В 1903 году его назначают руководителем-профессором батального класса Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1910-м Рубо становится действительным членом Петербургской академии. Среди его известных учеников были М.Б. Греков, который, в свою очередь, стал видным художником-баталистом, а также И.Г. Мясоедов и В.В. Лебедев.
Однако у художника возникли проблемы со здоровьем. И в 1912 году Рубо поехал на лечение в Германию. Разразившаяся Первая мировая война, а затем и русская революция помешали ему возвратиться на Родину.
Франц Алексеевич Рубо умер 13 марта 1928 года и был похоронен в ограде бенедиктинского монастыря на озёрном острове Фрауэнинзель (нем. «Богородичный остров») близ Мюнхена. Время войн и революций жестоко отнеслось к панорамным творениям Франца Рубо. Панорама «Штурм аула Ахульго» сохранилась лишь фрагментарно, а панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» были восстановлены кропотливым трудом российских реставраторов. Рубо также является автором свыше 200 отдельных станковых полотен батального жанра, захватывающих своим реализмом, драматизмом и динамикой. И то, что из наследия Франца Рубо сегодня дошло до потомков, позволяет считать его одним из самых выдающихся художников-баталистов в истории мировой живописи.

Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ