Надежда Павлова - Певец русского пейзажа

Архив: 

 

1 июня 1844 года, 175 лет назад, родился Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ

 

 

Как-то не верится, что Василий Дмитриевич Поленов – из позапрошлого века, ведь он родился 1 июня 1844 года. Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог – так пишут о нём в энциклопедии. А лица его героев – как будто из нашей современной реальности, те же переживания, те же чувства и волнения. Пейзаж – да, изменился, но река Ока всё та же – спокойная и неторопливая. Дистанции во времени не чувствуется, и разве поверишь, что Поленов отстоит от нас почти на два столетия?

Он родился в семье, где историком-архитектором был отец Дмитрий Васильевич, а мать происходила из старинной семьи Воейковых и тоже была художницей. Первый успех к нему пришёл в 1869 году, когда на выпуске в Академии художеств за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль.

При упоминании имени Поленова сразу вспоминаются «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Русская деревня»… А «Московский дворик» вообще мне родной, потому что моё детство прошло в соседнем с этим двориком Серебряном переулке на Арбате. Церковь на картине была там всегда – и до Поленова, и в наши дни она стоит, только дворик другой. Понятно, что в советское время церковной службы в ней не было, а в её здании располагалась, кажется, студия мультипликации…

Неоспоримо, что Москва – это главный адрес картин художника. Но есть ещё и другое притяжение его творчества – река Ока, раздольно протекающая по взгорью русской равнины. Однажды, возвращаясь на поезде из путешествия, Василий Дмитриевич и его жена Наталья Васильевна были буквально заворожены видом этой величавой реки вблизи Тарусы… И тут же решили построить вот прямо здесь, в этих заокских далях, дом для семьи, для жизни и творчества. К тому времени благосостояние успешного художника это уже позволяло. Василий Дмитриевич был известным признанным мастером, творчество которого высоко ставили коллеги и ценила публика. Среди его почитателей был, между прочим, царь Александр III, купивший в 1887 году грандиозное полотно художника «Христос и грешница» за баснословную по тем временам цену – 30 000 рублей серебром. Этих денег хватило, чтобы построить дом в усадьбе и две школы в соседних деревнях Страхово и Бёхово. 

Дом был выстроен не для хозяйства – а для полноты жизни, удобный для всех поколений семьи. Василий Дмитриевич предполагал устроить здесь и мастерскую, и галерею, и выставку для гостящих в усадьбе братьев-художников. Сегодня музей-заповедник «Поленово» хранит безценные творения его друзей по Академии художеств и Товариществу передвижных выставок – Репина, Левитана, Коровина, Васнецова, Шишкина, Ярошенко, Головина, Савицкого, Маковского, Архипова, Иванова – всех не перечислить…

В творческом наследии художников этой плеяды одной из главных тем творчества были Евангельские мотивы. Но, пожалуй, ни у кого они не звучат так мощно и всеобъемлюще, как у Поленова. 90 полотен задумывал он создать в Евангельском цикле «Из жизни Христа». Известно, что Василий Дмитриевич написал 58 картин цикла, к сожалению, местонахождение почти половины из них – неизвестно. Но уже хорошо, что картина «Христос и грешница» – главное полотно цикла – сохранено и доступно нашему любованию. Его графический вариант занимает сейчас всю стену в усадебной мастерской художника. А живописный как раз и был приобретён Александром III.

Сегодня он хранится в Русском музее.

Вообще по поленовским полотнам этого цикла можно читать Евангелие: все картины названы по цитатам Святого Писания с точным указанием его глав. Вот и в первоначальном варианте картина называлась «Кто из вас без греха». Большой ценитель искусства, основатель галереи Павел Михайлович Третьяков очень пристально следил за созданием этой картины, восхищался ею, но не во всём был согласен с тем, как изобразил Христа художник. И всё же Василий Дмитриевич ушёл от религиозного ханжества, отстоял своё понимание именно человеческой сущности Христа. 

По-своему он видел Святой Образ – не в привычном каноническом понимании, но высвечивал высшие человеческие качества Христа, тем самым делая его ближе, понятнее. Увидев на выставке картину «Христос и грешница», писатель Владимир Короленко поддержал художника в его реалистической трактовке Христа: это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».

…Здесь на Оке художник написал самые трогательные русские пейзажи – «Золотая осень», «Речка Свинка», «Закат», «Серый день». И здесь же 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет В.Д. Поленов закончил свои земные дни. 

Замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов похоронен на сельском кладбище в деревне Бёхово на обрывистом берегу Оки неподалёку от церкви Святой Троицы. Эта церковь – и в архитектуре, и в иконописи – тоже творение Поленова, созданный им настоящий «храм молитвы и искусства». 

Сегодня храм полностью восстановлен в том виде, каким его задумал художник. В нём проходят богослужения, церковные праздники, совершаются обряды – всё, как было при Поленове.

Надежда Валентиновна ПАВЛОВА