Анна Андреева - Сказания козловских карел

В нашем храме (свт. Николы на Берсеневке) во главу угла, как это и должно быть, поставлено богослужение. На практике можно пройти школу изучения церковнославянского языка, древнерусского пения, богослужебного устава. У нас также есть и социальное служение, тюремная миссия, издательский отдел. 

Особенно любят и поддерживают наши прихожане т. н. «деревенское» направление – помощь российской глубинке в восстановлении руинированных заброшенных сельских храмов, часовен, а значит, помощь и самой вымирающей деревне, жителям – что может быть важнее для человека, чем молитва – живое общение с Богом?

Есть у нас и паломническая служба. Идея посещения Великого Устюга «нарисовалась» неожиданно: в журнале «Русский Дом» прочитали, что в рамках дня города устюжане будут отмечать 715-летие преставления покровителя города праведного Прокопия Устюжского, а также памятные даты своих знаменитых земляков Семёна Ивановича Дежнёва и Ерофея Павловича Хабарова. Планировалась архиерейская литургия, молебен с крестным ходом, фестиваль колокольного звона, казачьей песни и др. праздничные мероприятия. Загорелись быть соучастниками торжеств. 

А началось наше путешествие по Русскому Северу с Тверской области. Побывали на фестивале карельской культуры «Oma Randa» («Родная земля») в селе Ко´злово Спировского района. Ударение на первый слог – эта особенность произношения названий нам встретится и дальше: именно У´стюг, а не Устю´г, как мы привыкли. Козлово – один из основных (наряду с селом Толмачи) культурных центров тверских карел. 

На окраине села, в сосновом бору, развернулось несколько площадок с мастер-классами по народным ремёслам, выставки декоративно-прикладного творчества, огромная ярмарка, на которой можно было попробовать блюда карельской национальной кухни. Тут мы увидели и чисто «козловские» изделия: сладости «Козюльки», фирменные коктейли «Коза Дереза», «Братец Иванушка». Спиртного не было вообще! Даже пива. И никто не страдал от этого. Для детей была организована спортивная площадка, детская зона Чиба-парк (чиба – по-карельски коза) с большими батутами, разными аттракционами и сельский зоопарк. Желающие могли сфотографироваться в карельских национальных костюмах. На празднике мы узнали историю Козлова. Согласно легенде, выжить и добраться сюда 400 лет назад карелам помогли стада коз, которые они гнали с собой. С тех пор коза у карел считается оберегом.

Очень понравились национальные пляски в исполнении детей, особенно зажигательный карельский народный танец девочек-подростков. Местный священник, настоятель храма, также выступил на сцене… в роли дедки из русской народной сказки «Репка» на карельском языке. Отец Димитрий поздравил всех с праздником и сказал, что одна из целей его проведения – это восстановление сельской церкви. После фольклорной части последовала официальная: поздравления представителей администрации, награждение заслуженных людей села, среди которых о. Димитрий. Акцент всего действа, конечно, на сохранении карельской культуры, языка. И очень приятно было, когда ведущая заметила, что на протяжении многих веков карелы и русские дружно живут бок о бок.

На обратной дороге нам встретились две деревянные часовни с чешуйчатыми главками, как в Кижах. Ещё одна остановка у часовни в честь Божией Матери. Обветшала, тоже требует реставрации. Часовенка была закрыта, и мы, заглядывая в окошко, только могли предположить, что она Богородичная – по иконе на аналое. Пришли к выводу, что на каждой часовне, поклонном кресте и тем более храме нужно делать памятную табличку, – в честь кого освящено, так как иначе остановившийся путник не будет знать, кому помолиться, кому пропеть тропарь или величание.

Позже были богослужения в руинированном храме села Змеево, утром и вечером в соседнем селе Прудово, а в понедельник мы уже выдвинулись на Великий Устюг.

Село Козлово примечательно своим огромным Введенским храмом. Величественная пятикупольная церковь с высокой колокольней видна далеко окрест. Строительство каменной козловской церкви на месте деревянной из-за войны 1812 г. затянулось на 30 с лишним лет – с 1803 по 1834 гг.

Благотворитель Иван Сназин, на чьи средства строился храм, в год его освящения скончался. Расписан храм в живописной, очень хорошего уровня традиции: евангельские сюжеты, евангелисты – все детали, лики тщательно прописаны. Девятнадцатый век для прихода храма оказался золотым. В советское же время в церкви был кинотеатр, клуб. Кладбище при храме уничтожили. В 1937 году был арестован и расстрелян настоятель церкви и благочинный района о. Алексий Сибирский (Козловский). Сейчас он причислен к лику святых новомучеников, и в его честь в селе построена небольшая деревянная часовня-храм. Сегодня настоятелю Введенского храма о. Димитрию Лихачёву удалось привлечь людей (в т. ч. проект «Наследие»), и церковь, пусть медленно, но уверенно реставрируется. В большинстве же исторические памятники Тверской области, как церковные, так и другие, находятся в плачевном состоянии: либо на грани разрушения, либо полностью разрушены.

Анна Алексеевна Андреева