Протоиерей Александр Шаргунов - Как совершается наше спасение

 

 

19 августа – Преображение Господне

 

 

Что значит Фаворский свет? Преображение Господне – явление любви Отца Небесного к Сыну Своему Единородному, и в Нём – к каждому из нас. И ответная любовь Господа к Своему Отцу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте», – звучит Отчий глас. И Моисей, и Илия говорят с Ним о Его исходе в Иерусалиме.

Господь восходит ко Кресту, чтобы, как говорит Он, «знал мир, что Я люблю Отца Моего» (Ин. 14, 31). Преображение происходит, потому что Он идёт навстречу страданиям и смерти. Однако мы должны сознавать, что не это имеет главное значение для Господа. Ибо ни смерть, ни мир, ни князь мира сего, свидетельствует Он, не имеют над Ним власти (Ин. 14, 30). В час власти тьмы ученики Его рассеются и оставят Его одного. Так будет, но «Я не один, – исповедует Господь, – ибо Отец Мой всегда со Мной» (Ин. 8, 24).

Почему же Он не хочет избежать этой человеческой смерти? 

Потому что таков жребий всех людей? Потому что в этом – самое ужасное последствие греха, от которого Он пришёл их избавить? Да, это так. Но есть большее – то, что прежде всего, – потому что в Гефсимании, в молитве даже до крови, Его человеческая воля должна отступить перед волей Его Отца. Потому что эта смерть, как Он скажет, есть «чаша, которую дал Мне испить Мой Отец» (Ин. 18, 11). Как мог Он отвратить от неё Свои уста? Уклониться от этого пития, потому что оно «смертоносно»? (Мк. 16, 18) Отныне это питие жизни вечной, оттого что Он принял его и вкусил в полной свободе любви к нам: «Никто не отнимает у Меня жизнь; Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 17–18). «Да знает мир, что Я люблю Отца Моего», – говорит Христос. Но Он идёт дальше – да знает и Отец также, что Он любит Его, что Его Сын, «не имеющий ни вида, ни доброты» из-за грехов мира, которые Он берёт на Себя, падающий под тяжестью их, – что Его Сын любит Его по-прежнему и будет любить всегда: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой».

Как совершается наше спасение? Только любовью, потому что только любовь могла пересилить смерть. Во Христе Иисусе совершилось немыслимое – в смерти явилась любовь, и отныне нет больше любви, чем жизнь свою отдать за других. Не то что Он был избавлен от смертных мук или от ужаса смерти. Нет, Он приобщился всему в полноте, так что из предельной глубины нашей человеческой обезбоженности воззвал: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Ужас и страдание нашей смерти Он примет, не презирая их, не сокрывая их и не уклоняясь от них. Он просто пройдёт через них, но в предании Себя любви Своего Отца.

И чем больше Он будет предавать Себя этой любви, тем большее совершится преображение страданий и смерти. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир», – мы помним это прекрасное сравнение Господа, которым Он определяет смысл наших скорбей и Своего исхода. Эта радость Господа при рождении новой жизни через Его Тело, проходящее смертные муки, соединяется с радостью Отца Небесного, приемлющего Своего Сына за пределами смерти.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный» – по дару Христа эти слова относятся и к нам. Какое-то представление о встрече блудного человечества с Отцом Небесным даёт евангельский рассказ о встрече блудного сына с его отцом. А теперь на раменах Своих Господь приносит заблудшую овцу – всё человечество, грехи которого Он взял на Себя. И множество блудных сыновей возвращаются через Него в дом Своего Отца.

Праздник Преображения – радость не только о тайне Бога, но и человека. Церковь, говорят святые отцы, создана по образу Пресвятой Трои-цы. В свете Преображения явлена любовь Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – друг ко другу и к каждому из нас. И примирение – миром, всякий ум превосходящий, – человечества с Богом. Поистине, побеждена смерть победою. Смерть перестала быть смертью. Она – переход любви, Преображение Господне.

Протоиерей Александр Шаргунов