Елена Семёнова - Тихомиров и ключевые вопросы современности


1 февраля 1852 года, 165 лет назад, родился Лев Александрович Тихомиров
 

«Нет класса, живущего более вне народа, чем нынешние политиканы»; «Что только у нас делается, ужас! Прямо погибает Россия. И не видно ни одной светлой головы, которая вывела бы нас из заколдованного круга фатальной глупости. <...> У нас на одно что-нибудь умное приходится сто идиотов»; «Россия даёт десятки тысяч в год гаерам и шарлатанам печати, а порядочное обрекает на голодную смерть. Это участь лучших людей старой России. Горе побеждённым!»; «Соединение безсовестности личной и анархии правительственной»; «Всех обуяла спекуляция и дух живодёрства». «Да, тяжка стала жизнь в России. Какая-то сатанинская тьма заполонила и умы, и совести»; «Эх-ма! Никак не разучусь я рассуждать о наших планах. А что толку думать и рассуждать, когда нет у нас людей с крупной организующей мыслью. Чепуху делаем в государственном строении, чепуху в экономике, чепуху в стратегии. Ведь ум стратегии – это ум государственного человека. Там, где иссяк государственный ум – не может быть и стратегов»; «И вот сидишь – и ждёшь гибели России и своей... Безсильно ругаешься, да уже и ругаться недолго...» – читая эти горькие строки, кажется, что написаны они только что о нашем, теперешнем. Меж тем, написаны они более века назад, в канун катастрофы 1917 года, и написал их величайший русский мыслитель, идеолог монархизма Лев Александрович Тихомиров.

Мы, к несчастью, бываем глухи к своим национальным пророкам и весьма небрежны к их памяти. Никто не скажет сегодня, где находится могила Льва Александровича, что стало с его детьми. Кажется, ни следа не осталось от этого выдающегося человека в нашем Отечестве. Но остались по милости Божией его труды, которые сегодня столь же злободневны, как и век назад. Поиск национальных ориентиров, русский вопрос, первоочередные задачи власти, насущные реформы, либеральные и социалистические лжеучения, угрозы внешние и внутренние, химера украинства – практически нет такого современного вопроса, ответа на который не нашлось бы в книгах Тихомирова. Поэтому предлагаем читателям своеобразное «интервью» с великим мыслителем, в котором ответами на наши вопросы стали выдержки из его статей.

Лев Александрович, что думаете вы о «российской нации»?

– Кто не знал ещё недавно, что наше государство есть государство Русское – не польское, не финское, не татарское, тем паче не еврейское, а именно Русское, созданное Русским народом, поддерживаемое Русским народом и не способное прожить полустолетия, если в нём окажется подорвана гегемония Русского народа? Теперь эту азбучную истину забыли чуть не все.

Наша либеральная общественность и сама власть часто выражают озабоченность положением различных племён, населяющих и пребывающих в России…

– В настоящем своём положении мы, русские, в высшей степени слабы. Заботиться теперь о том, чтобы евреям не было от нас какого-нибудь притеснения, – это очень походило бы на размышления овцы о том, как ей не обидеть чем-нибудь бедного волка.

Нам важен русский вопрос, который состоит в том, чтобы мы снова стали самосознательной нацией, понимающей саму себя и живущей сообразно со своими сильными, идеальными сторонами. Самая мысль о русских идеалах доселе объявляется «реакционной» теми владеющими нами людьми, которые об руку с евреями превратили нашу некогда прекрасную страну в какой-то табор не помнящих родства.

– Что вы думаете о тех якобы «русских националистах», которые поддерживают теперь Украину?

– Величайшими преступниками против России являются те, которые стараются разъединить самую нашу нацию. Это без сравнения хуже, чем государственный сепаратизм. Это – деяние, по мере сил подрывающее творческую способность всех ветвей Русского народа. Допускать такое деяние могут только люди бедные чувством, политическим разумом и любовью к культуре. В этом понижении мы и упрекаем тех русских, которые равнодушно допускают сочинение «украинской национальности». Особой украинской нации от этого не возникнет, но русская нация может быть ослаблена, подорвана, её развитие может быть приостановлено. Вот в чём виноваты пред Россией те, которые занимаются игрушками «украинства» и допускают их радушный приём. И потому-то духовное падение Москвы ни в чём, даже в юдофильстве, не сказывается постыднее, чем в радушном приюте у стены Кремля организуемых поляками «украинских секций».

Сегодня Россия ищет путь мирного урегулирования давнего спора с Японией и новейшего – с Украиной. Чем должны руководствоваться мы в этих спорах?

– Нации создают себе Верховную власть не для других, а для себя. Эта Верховная власть и её государство обязаны заботиться об интересах своей нации и о поддержании этих интересов в мире среди других народов. Отдавать же судьбу интересов своего народа в чужие руки, подчинять его решению чужих держав правительство не имеет права. Это идея не государственная, а вотчинная, чуждая сознанию обязанности перед нацией и государством. Но такое правительство не может долго существовать, так как сомкнувшаяся в государство нация не допустит столь произвольного распоряжения своими судьбами.

Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению. Первая обязанность страны, находящейся в нашем нынешнем положении, есть обязанность и быть, и казаться сильной, и быть, и казаться крепкой внутренним единением. Но наши современные деятели и всё наше общество виноваты перед судьбами России тем, что в обоих отношениях делают, наоборот, всё возможное для обострения и без того опасного положения.

– Часто приходится слышать, что все наши беды вызваны неким мировым заговором против России. Верно ли это?

– В настоящее время у нас очень много говорят о масонстве, разоблачая его стремления к подрыву нашей исторической общественности и государственности и к захвату всего мира в руки тайного масонского центра, с которым многие отождествляют центральную еврейскую организацию. Но если наиболее полное раскрытие этой организации желательно и необходимо для целей самозащиты современного общества и государства, то, во всяком случае, для самозащиты гораздо ещё важнее нечто иное. Нам нужно строить наше общежитие так, чтобы оно было здоровым и сильным. Если нам и современному миру угрожает опасность со стороны масонства, то главным образом вследствие того, что мы стали сами подрывать свою общественность и государственность нерациональной их перестройкой.

Успехи вредных сил зависят всегда от внутренней деморализации сил добра.

– Сегодня мы видим, как одни с криком «долой» готовы уже свергать власть, не особо заботясь о последствиях, а другие готовы закрывать глаза, оправдывать и поддерживать любое вредное действие власти во имя «стабильности». Оправданно ли такое «ультраохранительство» во имя недопущения очередного «майдана»?

– России нужна совсем не реакция, а возрождение жизненности национальных исторических основ; нужно, чтоб они стали в практическом действии такими же, какими являются в принципиальном своём содержании. Конечно, это – задача, требующая великого напряжения творческих сил. Но только «сим победиши» и ничем больше не победишь врагов наших исторических основ. А этими врагами духовного содержания русской нации одинаково являются и революционеры, и реакционеры. Искажение национальных начал убивает духовные силы народа так же, как убивает их и революция. Для того, кто предан русскому народу в его потенциальном идеальном содержании, – нечему учиться ни у революции, ни у реакции. Это для него два лагеря, одинаково чуждые, и он может лишь стараться делать своё, особое дело помимо революции и помимо реакции.

 – Как определили бы вы главную задачу для России и всех нас?

– Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права. Без этого бумажные права не помогут. Между тем кто не вспомнит с горечью, до какой позорной степени у нас способно было в это время падать даже простое самолюбие и элементарнейшее чувство любви к отечеству? Не восставши из такого праха, не воспрянув душой, – что может значить, что может сделать какой бы то ни был народ?

Таким образом, перед всеми нами развёртывается обширная область трудов и усилий по пробуждению национального сознания, достоинства и силы. Воскресение родины и успешное служение своим идеалам требует непрерывного созидания и поддержания всего того, что необходимо для их реального существования. Без разумной подготовки почвы не вырастет никакой злак и не принесёт пышного плода.

В этой области открывается ряд существеннейших задач. Наука, просвещение, культура составляют такие условия, без которых невозможно ни сознательное развитие государственных учреждений, ни служение Церкви в сложных обстоятельствах современности, воздвигающих против неё борьбу; невозможно без этого и правильное социальное устроение. Наука, просвещение и культура должны быть носителями знамени русских идеалов...

Голос мудрости гласит человеку: «Познай самого себя». Тот же голос говорит гражданину: познай свой народ, устраивай его жизнь сообразно его свойствам. Тогда народ будет силён, здоров, крепок, и все его отношения внутренние могут слагаться сильно и крепко, – тогда он сделается могучей силой и в отношении других племён и государств, получит притягательную силу для других, более слабых племён, получит силу и для занятия достойного места в международной жизни.

Покидая же следование историческим руководящим идеям, политика становится безыдейной, слабой, расстраивает жизнь народа и превращает его в жалкую игрушку внутренних соперничеств и в лёгкую добычу врагов и соперников внешних.

Елена Владимировна СЕМЁНОВА