Архив:
С ведущим экспертом РИСИ Олегом Борисовичем НЕМЕНСКИМ беседует главный редактор «Русского Дома» Александр Николаевич КРУТОВ
– Олег Борисович, власти Белоруссии выступили с официальным заявлением по поводу ареста пророссийских журналистов, которые в своих публикациях критиковали белорусскую власть за заигрывания с Западом, антироссийскую направленность политики, заигрывания с националистами. В этом заявлении говорится о том, что журналисты своими публикациями якобы оскорбляют Белоруссию, суверенность государства, поэтому, мол, к ним и были применены меры ареста. Что же такого наговорили журналисты, что их пришлось арестовывать?
– Но, во-первых, это первый случай за всю историю Лукашенко при власти, когда арестовываются журналисты пророссийской ориентации. Многочисленные комментарии экспертов, аналитиков говорят, что это только начало.
– Начало чего?
– Начало процесса гонений на пророссийских журналистов, общественных деятелей, деятелей культуры и так далее. Ведь как называют этих арестованных журналистов? Адепты Русского мира, русофилы, русскомирцы (у них есть такое слово), пророссийские журналисты и западнорусисты. Все, к кому можно отнести эти слова, сейчас оказываются под ударом, всем очень чётко дано понять, что быть русофилом в Белоруссии опасно. Что пытались донести до читателей и до властей Белоруссии эти журналисты? Они описывали, как нынче белорусская власть заигрывает с белорусским национализмом, как она пытается формировать идентичность современных белорусов на основе не общерусских исторических корней, а польско-литовских. И как она идёт фактически тем же путём, которым шёл Янукович и его команда. Что делали эти журналисты, горячие сторонники интеграционных процессов с Россией и действительно патриоты Русского мира, частью которого они видят Белоруссию? Они пытались предупредить об опасности этого пути, который может привести к краху нынешней системы. Фактически они выступали, наоборот, за эту систему, за то, чтобы её сохранить и предотвратить неизбежный на этом пути крах. Сейчас мы видим, насколько эти журналисты оказались во всём правы. Да, Лукашенко идёт по тому же пути, по которому шёл Янукович. Да, заигрывание с белорусским национализмом уже перешло в кампанию по репрессиям людей пророссийской ориентации.
– Официальные власти заявляют, что эти журналисты дискредитируют белорусскую власть. В то же время я знаю, есть в Белоруссии такой оппозиционный лидер Николай Статкевич, который выступает с заявлениями, дискредитирующими власть, с призывами к армии и к обществу, но он не арестовывается.
– Как раз эти журналисты были очень корректны в своих высказываниях. А если посмотреть на белорусскую оппозиционную прессу, то увидим, что, например, в онлайн-сегменте прозападная оппозиция в информационном плане господствует. И здесь белорусская официальная пресса явно проигрывает. Мы можем увидеть, что там постоянно изливается ненависть на Россию. И антилукашенковские публикации, то есть против власти, против интеграционных процессов с Россией. Но к ним претензий нет. Всё это происходит на фоне моря злобной антирусской прессы, которая существует в Белоруссии. И они не считаются разжигателями межнациональной розни за свою откровенную ненависть к России и борьбу с Лукашенко. А пророссийским журналистам, которые пишут, что уже с четырнадцатого года происходит что-то не то, – вот это уже однозначно указывает на то, что действительно пошли не тем путём. Это является следствием того разворота, который совершило белорусское руководство после Русской весны, когда действительно испугались процессов, происходящих на Украине, испугались российской политики. Пророссийские настроения поднялись во время Русской весны с тридцати с чем-то процентов до шестидесяти пяти процентов. Белорусское руководство оказалось испуганным этими настроениями в своём обществе и пошло по пути поддержки Украины, и потому поддержка Украине была оказана очень большая. Формально Белоруссия занимает как бы нейтральную позицию, и она же является всё-таки именно прозападной антироссийской позицией, потому что не признаёт ничего из того, что делает Россия. В четырнадцатом году эта поддержка Украине была принципиально значимой. И, как видим, на этом пути Белоруссия уже пришла к репрессиям в отношении пророссийских журналистов.
– С другой стороны, сегодня Белоруссия находится в союзном государстве с Россией.
– Не совсем так. Нет союзного государства. Союзное государство – это проект, который, судя по всему, и не будет реализован. Он начал реализовываться, кое-что в этом плане сделано, но собственно союзного государства так и не возникло, его нет. И сами белорусские журналисты, и белорусские эксперты, которые работают с Администрацией Президента, говорят, что от этого проекта Белоруссия получила уже всё, что хотела, он уже достаточно реализован. Раз дальше он не продвигается, значит, просто и не нужен.
– Вы говорите о том, что события на Украине в четырнадцатом году напугали белорусскую власть. Но чем? Если белорусская власть, проанализировав, как же такое могло произойти на Украине, могла бы чётко увидеть, что потакание националистам, потакание разжиганию антирусской, антироссийской направленности, отдача средств массовой информации, образования, культуры в руки тех, кто проводит не политику дружбы между народами, а, наоборот, выпячивания своего народа и замены одних героев другими героями, – всё это нужно, наверное, устранять. А получается наоборот...
– Получается – да, и, в общем-то, эти аресты подтвердили в радикальном смысле всё то, что писали эти журналисты. Сейчас мы видим, что они были слишком мягки в своих формулировках, всё гораздо жёстче. Можно заметить, что белорусская официальная пресса описывает эти аресты ровно тем же языком, что и белорусская оппозиционная прозападная пресса. И это очень интересное совпадение. Более того, можно посмотреть на формулировки, используемые самой официальной газетой Белоруссии «СБ Беларусь Сегодня»: «Эти господа стали регулярно оплёвывать, иначе не скажешь, нашу страну и народ, приписывая многим порядочным людям какую-то русофобию, явно настраивая россиян против белорусов, обвиняя руководство страны в потворстве бандеровщины и следованию по пути Украины». И всё это завершается призывом испытывать презрение к этим журналистам и их заказчикам, заботиться о чистоте и нравственности белорусско-российских отношений, а также об укреплении морали граждан двух стран. Чувствуете тридцатые годы, да?
– Всё понятно. Но призыв-то хороший. К дружбе между народами…
– Ну как хороший… На самом деле напоминает гневные речи тридцатых годов, от которых холодок между лопатками. Хочу обратить внимание на то, что белорусская оппозиционная пресса настолько сейчас спелась с официальной, что просто занимается постоянным опубликованием доносов на так называемых русофилов, русскомирцев. Публикуются фотографии журналистов, учёных, историков, философов, общественных деятелей с личными данными. Так против них настраивают общественное мнение.
– Получается, что те люди, которые выступают за Россию, за свой братский народ, за русский народ, они становятся какими-то…
– …внутренними врагами. И фактически объявляются врагами народа. Эта формула пока ещё не использована, но де-факто это так. Писать о них теперь можно в радикальном негативном ключе, называя их самыми последними словами. Надо отметить, что сами обвинения против арестованных журналистов строятся на логике радикального белорусского национализма – когда Россия считается опасным противником, мы здесь строим белорусскую нацию, а есть вот эти вражеские лазутчики. И надо очищать наш народ от их присутствия. То есть фактически официоз сливается с белорусским национализмом, который вроде до недавнего времени был весьма маргинальным движением. И даже сами обвинения, уже выдвинутые журналистам, – это ровно те же самые обвинения, которые сейчас выдвигаются на Украине в отношении тоже пророссийских деятелей, потому что основа логики таких обвинений в том, что Россия – враг, российская пресса враждебна и публиковаться в российской прессе, тем более за гонорары, это невозможные для белорусского патриота действия.
– Вы говорите – строим белорусскую нацию. Сегодня официально строится белорусская нация? Белорусская нация вырастает уже не из общей судьбы с великороссами, малороссами, а сама по себе, что ли?
– Да, она вырастает как раз вопреки случаям общей судьбы с великороссами и малороссами-украинцами, всё это отрицается. Да, идёт создание белорусской исторической памяти на основе культивирования тех периодов в истории, когда эти земли были отделены от России.
– Когда они были под Польшей?
– Главным образом, да. Отрицается и древнерусский период как общий период, утверждается, что уже тогда Беларусь была самостоятельным государством. Так строится действительно иная идентичность, отделённая от общерусского контекста. К сожалению, официальная нынешняя версия белорусской идентичности, белорусской нации в этом плане почти ничем не отличается от оппозиционно-националистической.
– То есть они идут по тому же курсу, по которому шла Украина?
– Ровно по тому же курсу. Как это способствует интеграционным процессам с Россией? Да никак не способствует, это прямо противоположно по направлению проектам интеграции в общности с Россией. Белорусские националисты честно говорят, что им не нужна интеграция с Россией, их позиции вполне открыты и понятны. К сожалению, официоз, который теперь преследует белорусских журналистов за выражение опасений по поводу торможения процессов интеграции с Россией, он формально вроде как за интеграцию с Россией, а реально действует противоположным образом, оказываясь полностью единым с белорусскими националистами.
– В таком случае пророссийским журналистам в Белоруссии ничего хорошего и не светит, да?
– Ничего хорошего, и я бы обратил внимание на то, когда были произведены эти аресты. 23 ноября позапрошлого года Европейский союз принял резолюцию по противодействию российским СМИ. Вот прямое следование этой резолюции в Белоруссии, хотя Белоруссия не член ЕС, но напрямую выполняет указания. При этом журналисты были арестованы в годовщину 25-летия распада Советского Союза. Тоже, наверное, не случайная датировка. Журналисты эти давно работают, давно пишут, никто в России их ни за какой экстремизм не упрекал. И белорусские власти давно имеют дело с довольно цельной позицией, которая последние годы не менялась. Но вот почему-то именно сейчас решили начать эту кампанию. Очевидно – не случайно.