Александр Кадашевский - Героическая симфония химика


27 февраля 1887 года, 130 лет назад, умер Александр Порфирьевич БОРОДИН

 

За свою сравнительно короткую жизнь Александр Порфирьевич Бородин со всей широтой и одарённостью натуры сумел добиться успеха на всех поприщах, которые избрал. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение – истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» – так отозвался о композиторе Ференц Лист.

Родился Бородин 12 ноября 1833 года в Петербурге. Внебрачный сын князя Л.С. Гедианова, отчество и фамилию он получил от камердинера князя – Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование, и в 1850 году он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 году. Научная карьера складывалась успешно, в 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 году стал профессором, в 1874 году заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877-м – академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

Но его не назовёшь чисто кабинетным учёным. На севере Костромской области есть старинный городок Солигалич. Узнал о нём, когда писал книгу о курортах России. Этот малый райцентр является одним из старейших российских курортов, история которого неразрывно связана с соляными промыслами. Официальной датой открытия курорта на средства купца Кокорева считается 1841 год. Особый колорит и значимость курорту придаёт тот факт, что в середине XIX века известный учёный-химик и уже композитор Александр Порфирьевич Бородин провёл химический анализ здешней минеральной воды, подтвердил её лечебные свойства. За свою короткую жизнь он стал академиком и профессором Медико-хирургической академии и Лесной академии. Всё это имеет прямое отношение к этим краям, как и то, что Бородин основал Женские медицинские курсы: ведь в курортологии хитрые методики разрабатывают больше мужчины, а упорно претворяют их в жизнь, лечат, отпускают процедуры и таскают грязь – женщины.

Именно после Солигалича, в 1862 году, он познакомился с
М.А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, критика Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М.И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

 Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь» – стала образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение восемнадцати лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Поставлена в 1890 году в Мариинском театре Петербурга).

Петербург – колыбель и судьба Бородина, но он очень любил и Подмосковье. К западу от Москвы есть старинное село Старая Руза с могучим городищем над Москвой-рекой. Когда-то здесь, под погостом, на котором находили при раскопках большое количество керамики ХI века, была знаменитая закусочная «Молчановка», где советский композитор-песенник Кирилл Молчанов широко обмывал с местным народом Государственную премию. Кстати, сын его – тележурналист Владимир Молчанов – приобрёл дачу недалеко от многажды перепроданного Дома творчества композиторов, где любил работать и отдыхать талантливый отец. Увы, музыка отсюда уже не доносится, а раньше идёшь мимо – Серафим Туликов пытается в Москве-реке рыбу ловить или Людмила Лядова на лыжах катается…

В июне 1876 года в Старую Рузу по приглашению друга семьи, учителя местной школы, приехала семья Александра Бородина. Он устроил их в доме сельского священника. Биограф композитора писал: «Бородины занимали половину дома: их помещение заключало в себе переднюю, залу, гостиную, кабинет и спальню». Вроде солидно, но что дальше? «Все эти апартаменты отапливались одной голландской печью, находившейся в середине помещения. Спальни и передняя представляли собой тёмные клетушки. Из мебели имелось три стола, четыре стула и кровать…». Вот как скромно!

Александр Порфирьевич полюбил окрестности Старой Рузы, много бродил по берегам Москвы и Рузы, всходил на старое городище, слушал мелодии, которые навевали ветра, сами исторические просторы, помнящие многие битвы с литовцами и французами. Здесь он сочинил многие фрагменты оперы «Князь Игорь», начиная с дуэта Ярославны и Игоря. Образец его вокальной лирики – элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними – освободительные идеи, гражданские мотивы пореформенного времени.

Как не хватает нам таких личностей в трудные и не вдохновенные времена! Вот о чём думаешь, бродя по москворецким берегам и вслушиваясь в шум сосен…

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ