Александр Бобров - День материнского языка

Международный день родного языка (International Mother Language Day) был провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, День материнского (дословно!) языка отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию, защите притесняемых духовных ценностей.


Дата для этого важнейшего Дня была выбрана в знак памяти о событиях, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, 65 лет назад, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны. То есть ситуация один к одному схожа с Новороссией, где народное восстание вспыхнуло после фактического запрещения материнского языка. Поразительно, что в СМИ этот международный и самый понятный праздник никак не освещается. Если бы на нашем ТВ, например, работали образованные и патриотично настроенные люди, они бы использовали этот информационный повод, эту интернациональную параллель, чтобы сделать сильные программы, актуальные ток-шоу, ярко показать роль языка и литературы в битве идей, в становлении человека. Но, видно, это никому не надо сегодня…

Поразительно, что на самом высоком уровне звучат самые правильные слова и предложения, но они начинают уходить в песок даже не на уровне претворения в жизнь, а уже на стадии говорения и самомнения якобы «людей культуры».

По традиции в конце ушедшего года прошли репортажи с 5-го Санкт-Петербургского международного культурного форума, где пытались обозначить главные проблемы и смыслы культурной политики. Ведь сегодня все передовые, «цивилизованные», как говорили в 90-е годы, страны переходят от общества знаний – к обществу смыслов, к обществу ценностей. Истинных или мнимых – другой вопрос. Россия в нынешнем тяжёлом положении тоже пытается делать какие-то шаги в этом направлении, хотя бы декларирует гуманные постулаты и пытается поддержать на государственном уровне институты смыслов, «умный досуг», как выразился в начале своего выступления Владимир Путин на круглом столе Форума культуры в северной столице.

На этих журнальных страницах я часто задавал вопрос: почему традиционная, патриотическая, честная литература сегодня в таком загоне и пренебрежении со стороны государства? Ответ очевиден: русская словесность живёт идеями, материнскими заветами, святыми понятиями, а государство – нет, что и закреплено в куцей Конституции РФ, запрещающей в 13-й статье всякую идеологию, но сама жизнь, международная обстановка вопиет и хватает за лацканы даже высших должностных лиц: она должна быть у России, и выбор – неизбежен! Только с этих позиций и надо было рассматривать очередной форум на берегах Невы, освещать, пусть и полемически, в СМИ.  Но куда там! – либеральный подход неискореним.

Сколько было сказано важного и умного на Форуме по культуре, более конкретно – на встрече деятелей культуры и искусства с Президентом В. Путиным. Говорили о сбережении русского языка и шедевров классики (сам Президент и Л. Духанина), о засилье иностранщины на ТВ (Л. Вербицкая), о  преподавании литературы в школе и вузах (А. Варламов), о наследии советского кино и  спасении отечественного кинематографа (К. Шахназаров), о сохранении культурного и архитектурного наследства (К. Михайлов), о местных достопримечательностях и возрождении патриотического, краеведческого движения (А. Шолохов)… Но ТВ осталось верно себе и с упоением – в самых первых новостных репортажах – выпятило лишь две скандальные темы – странное выступление подкрашенного актёра и худрука Театра Наций (видимо, Объединённых?) Евгения Миронова.

Именно ему Владимир Путин предложил открыть дискуссию о положении дел в отечественной культуре, литературе, языке… Гарант Конституции надеялся, что, коль скоро он очертил круг серьёзных проблем и вызовов в сфере духовной жизни нашего общества, то услышит разумное продолжение разговора. Но в ответ услыхал о всевластии цензуры, запрещённых спектаклях, чиновниках, грубо вмешивающихся в творческий процесс, и дикой общественности, грязными сапогами вторгающейся в святая святых храма искусства. Председательствующий долго слушал с терпеливым недоумением, потом попытался выяснить, что конкретно запретили, кто именно? После неоднократных призывов Евгений выдавил из себя: «Запретили рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда” в Омске…» – «Вы запретили, Владимир Ростиславович?» – повернулся президент к министру культуры. «Боже упаси!» – ответил тот.  Сигнал Путина был принят, руководители его администрации тут же дозвонились в Омск и выяснили, что в ноябре на представление было продано всего 42 билета – пришлось отменить. При чём же тут цензура и давление неадекватных активистов? Миронов смутился, но продолжал лепетать про «срыв гастролей театра Константина Райкина» в Питере. Тут даже Путин не выдержал и популярно актёру объяснил: «Срыв гастролей – это не запрет. Это то, что вы сказали про активистов».

Я бы сказал яснее и демократичней: это – никакая не цензура, а реакция общественности! Почему Райкин имеет право упражняться и самовыражаться, а его сограждане – нет? У него на сцене – голубизна, а здесь у дверей театра, как раньше у МХТ Олега Табакова – розовая свиная голова. И что, Райкину разрешены все цвета и моральные выкрутасы, а зрителям – только аплодисменты и цветы? Просто дико даже рассуждать об этом в гражданском обществе. Режиссёра не побили, театр не громили, как сделали бы где-нибудь на Украине или в Азии, а просто предупредили и выразили своё отношение. У нас ведь либералы ликовали, когда смотрели пляски взбесившихся девиц в храме – вот и получили ответную реакцию. И она, уверен, будет усиливаться, если общество начнёт просыпаться и выздоравливать.

 К некоторому роду болезни можно отнести и вторую часть сюжетов в новостях – неожиданное выступление кинорежиссёра Сокурова, которое показали тут же все федеральные каналы, а оно ведь походило на клинику. Конечно, Сокуров – баловень судьбы и властей. Как пишет «Новая»: «С Ельциным Сокурова связывали долгие и сердечные отношения. С Путиным он знаком. Встречались много раз. С финансированием “Фауста” помог Владимир Владимирович». И вот он решил, что ему всё позволено, обратился со странной, немыслимой в правовом государстве просьбой «решить проблему с украинским режиссёром Олегом Сенцовым». Ну, внятный ответ Путина слышали все, кто смотрит новости (президент ответил, что Сенцов осуждён не как режиссёр, а как террорист), но Сокуров его в «МК» удовлетворённо прокомментировал, как весьма положительный: мол, теперь можно добиться своего. Сокурова, как пишет та же «Новая», «очень волнует вот что: как сохранить “общественный” разум? Это для него выше всех задач: как спасти общество?». Как спасти? – да не раскалывать его, не ставить режиссёров-террористов или кого-то ещё выше закона, выше людей – вероятных жертв! Конечно, спасти больное общество может только культура и литература, что и продекларировали многие участники круглого стола.

Когда-то Михаил Пришвин в трудные для себя годы записал: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология, а Петербург даже и официальное имя своё потерял; моя родина, непревзойдённая в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой, – эта моя родина есть повесть Пушкина “Капитанская дочка”…». Все мы вышли даже не из «Шинели» Гоголя, как утверждали столпы критического реализма, а из гармоничного мира Пушкина с его материнским языком. Не случайно, все «цветные революции» на бывших российско-советских окраинах – начиная от Прибалтики и кончая Украиной – включали в себя запреты на использование русского языка и ликвидацию русскоязычных школ с тем, чтобы лишить русских естественной родной стихии, возможностей для сопротивления не только в настоящем, но и в будущем. Натиск на русский язык, однако, нарастает и в самой России, причём не только в национальных республиках (в Татарии, например, татарский язык объявлен государственным, а преподавание русского в школах сокращается). Достаточно сказать, что ещё по инициативе бывшего министра образования Ливанова было предусмотрено введение второго обязательного иностранного языка в школе при том, что на преподавание русского отводится 3 часа в неделю (в старших классах – 1 час), а преподавание литературы сокращается. В свойственной ему манере министр объяснил изучение второго иностранного необходимостью развития памяти и интеллекта ребёнка. Должны ли мы понимать, что, с точки зрения министерства, великий и могучий русский язык для этих целей не подходит?

Всё громче преподаватели, писатели, филологи вопиют о необходимости введения государственных мер, чтобы защитить язык страны от безсмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации. Проблема при этом упирается не в отсутствие необходимых мер и механизмов, а в их повсеместное неисполнение. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть «Закон о государственном языке Российской Федерации». Статья 1 Закона, например, предусматривает, что «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке». Эта норма нарушается ежечасно теми же главными телеканалами страны в основные часы вещания, которые сами ведущие уже давно называют «прайм-тайм». Под эту же статью подпадает и дурацкая вывеска латиницей, и наименование предварительных выборов «праймериз», которые провела «Единая Россия». В древней Вологде просто дошли до маразма. Прочитал, что у памятника поэта Батюшкова проходит «Баттл поэтов» – в честь дня рождения Константина Николаевича. Я подумал: описка. Наверное, «Бал поэтов»? Нет, именно баттл! То есть битва тех, кто больше наизусть прочитает. Такая вот агрессивная спортивно-литературная новация. И никто не призовёт, не привлечёт чиновников от культуры к ответственности! Полная самодеятельность и вакханалия, хотя Закон о государственном языке был подписан ещё в 2005 году президентом Путиным, но до сих пор даже этот сверхмягкий закон – не исполняется.

И всё-таки, с праздником материнского языка!

Александр Александрович
БОБРОВ