Архив:
Психологические сложности в адаптации новопришедших в Церковь являются проблемой всех существующих старообрядческих согласий, а также старообрядных приходов в лоне РПЦ (единоверие).
Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия, например, бросается целовать все подряд иконы, а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация.
Бывает, что человек узнаёт о древлеправославии из книг, фильмов или СМИ и решает посетить старообрядческий храм или даже присоединиться к старообрядческой Церкви. Однако он совершенно лишён знаний о поведении в храме. Поэтому человек порой страшится даже порог храма переступить. Ну, зайдёшь в него, а вдруг что-то не так сделаешь. На тебя косо посмотрят, а ещё хуже – скажут что-либо осуждающее или даже укажут на дверь. Многие, опасаясь этого, предпочитают вовсе не заходить в церковь и обходят её стороной. Так человек и откладывает год за годом своё возвращение к Богу.
Что в единоверческой общине делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде? Кто и как объясняет случайно попавшим в храм людям об особенностях богослужения, внешнего вида, крестного знамения? Сегодня мы беседуем с игуменом Кириллом (САХАРОВЫМ), настоятелем московского старообрядного храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ МП).
– Насколько важной вы считаете катехизацию? Возможно ли её осуществлять повсеместно?
– Катехизация, безусловно, важна. Приходская жизнь нашего храма насыщена просветительским элементом. Вот только что закончили воскресную вечерню и стали читать толкование на 20-ю кафизму Псалтыри. Утром, после литургии, была беседа по церковной истории. Говорили об Иоанне Грозном: был ли он причастен к убийству митрополита Филиппа (в Царском синодике нет его имени). Рассматривали вопрос о том, как относились к Церкви императоры Пётр и Павел, императрица Екатерина. За трапезой читали поучение на Евангельское воскресное чтение. Читал и комментировал высказывания известного старца о. Николы Гурьянова с острова Залит (он говорил, что будет такое время, когда народ будет защищать Церковь от владык). Несколько человек, пришедших впервые, после экскурсии по храму были приглашены на трапезу и приняли участие в беседе. Считаю, что даже самое малое чинопоследование должно сопровождаться проповедью священника или чтением поучения. На любом мероприятии, на которое приглашён священник, ему желательно выступить.
Во многих руинированных храмах в глубинке в регионах страны мои помощники или уже и местные жители, проводя службы мирянским чином, по окончании молитв читают розданные им поучения. Были у нас и циклы бесед на догматические темы и по Священному Писанию. Знакомясь с учением и практикой разных сект, я убедился в актуальности бесед именно на вероучительные темы. В этом плане у нас пробел, об этом очень мало говорится и на телеканале «Союз», и на радиостанции «Радонеж».
– Практикуете ли вы в своей общине долгие сроки оглашения (от года и больше) и насколько это полезно?
– Вот один пример: недавно одна молодая башкирка изъявила желание у нас креститься. Во время исповеди прошла моя беседа с ней. Внесли мы её в список кандидатов, еженедельно приглашали на службы и беседы, но она так больше и не пришла. Пришлось из списка её убрать до возможного её прихода. Очень многие хотят сразу покреститься или обвенчаться. Огорчает, что они не выказывают ни малейшего желания ознакомиться с основами нашей веры.
– Какую литературу вы рекомендуете читать оглашенным и интересующимся? Священное Писание, труды отцов Церкви, агиографию, труды современных авторов?
– Обычно начинающим рекомендуют знакомиться с «Душеполезными наставлениями» Аввы Дорофея. Готовящимся ко крещению обязательно почитать Евангелие. Из современных авторов мне особенно импонируют книги архимандрита Рафаила (Карелина). На тему церковного раскола XVII века – книги Б.П. Кутузова и известный многосерийный фильм. Могу порекомендовать, особенно тем, кто собирается влиться в общину, почитать и свои книги воспоминаний.
– Вы уже много лет служите в храме святителя Николы на Берсеневке. В вашу общину периодически приходят новые люди. Какие вы можете отметить психологические и социальные трудности, сопутствующие при обращении и воцерковлении этих людей?
– Должен признаться, что существенного расширения общины нет уже несколько лет. Кто-то исчезает, кто-то появляется. По-прежнему всё держится на отметке в 100 человек. Этого мало, да и не все полнокровно участвуют в жизни общины. Приведу один пример. Одна женщина из Подмосковья потянулась к нам, стала моим духовным чадом. Подумав, что она созрела до вступления в общину, я передал ей материал на эту тему. Больше она не появлялась. Слышал, что под влиянием мужа она стала говорить, что чуть не попала в какую-то секту. Разворачиваются и уходят зачастую те, кто получил малейшее замечание в отношении себя или своих детей. Кого-то тяготят долгие службы, сопровождаемые знаменным пением.
– По какой причине люди сегодня идут в церковь? Ушла ли «мода на религию», которая была в 90-е годы?
– Буду говорить конкретно о нашем храме. Привлекают несколько моментов. Во-первых, это строго уставные службы. Порядок и тишина на них. Общинная жизнь (хотя в ней случается немало всяких конфликтов и недоразумений).
– Что в вашем приходе делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде?
– Не в первый приход человека, но вскоре после его появления, «по чайной ложке» его начинают просвещать. Вручают лестовку (разновидность старообрядческих чёток для молитвы) и объясняют, что это и для чего. Платок под булавку – то же самое. После включения его в список в кандидаты в члены общины ему дают устав о поклонах. Постепенно он включается в динамичный поток проповедей, бесед, исповедей.
Кого-то пугает, когда все одновременно на «прощении» падают ниц («как у мусульман!»). Приходится разъяснять смысл и каноническое достоинство двуперстия и вообще старых обрядов. Часто встречаемся с тем, что о решении Поместного Собора 1971 года о признании равночестными и равноспасительными старых и новых обрядов почти ничего не знают. Зато могут ссылаться на негативные высказывания прп. Серафима Саровского.
– Есть ли у вас «прохожане и захожане», как это бывает в обычных приходах Русской Православной Церкви?
– У нас их почти нет. Пара-тройка человек зайдёт поставить свечи – вот и всё. У нас сложно оставаться «немножко беременным». Такие люди просто не приживаются. Логика всего устроения направлена на то, чтобы человек полнокровно влился в коллектив. Помимо регулярного посещения служб, это ещё и посещение трапез, которые, согласно святоотеческим наставлениям, являются продолжением богослужений. Это участие в поездках, внесение десятины. Особенно важно участие в собраниях, на которых рассматриваются почти все возникающие вопросы. Как вы понимаете, объединиться в общину даже ста человекам, соответствующим всем этим критериям, довольно непросто. Поэтому примерно четверть членов общины ещё «не устоялась».
– Вы часто совершаете паломнические поездки по монастырям и храмам. Как воспринимают духовенство и прихожане внешний вид и поведение вашей делегации?
– По-разному. Помню, в Дивеево благочинная расставила наши «белые платочки» по подсвечникам. Игумения вошла и ахнула. Но отношение было положительным. В Севастополе покойный благочинный, в напряжении ожидавший очередного вторжения филаретовцев, отнёсся подозрительно. В Донбассе бабушки шушукались: «Он служит по-старообрядчески, но он не старообрядец». В Москве не припомню ни одной негативной реакции, хотя служил молебны по старому обряду в десятках храмов.
– Почему некоторые личности, которые у вас учились основам старого обряда, впоследствии превратились в «ревнителей»? Как формируется современный типаж «ревнителя», который вчера ещё не умел лба перекрестить, а сегодня уже говорит «от писания», «судит» священников и епископов?
– Самый сложный вопрос. Не хочу упрощать. Сказать, что они учились у нас основам старого обряда, было бы не совсем верно. Они приходили уже ориентированными, и мы оказались для них переходным этапом. Это были эрудированные и искренние люди, в значительной степени максималистски настроенные. Были и те, кто психически, как мне кажется, были не вполне здоровы. Как я и предполагал, уйдя от нас, они также негативно воспринимали реалии и в других местах. Могу признать, что в значительной степени их критика была справедлива и объективна. Такую критику мы старались воспринимать и делать выводы. Огорчала неблагодарность. Желчность и тенденциозность. Ну да Бог им судья. Некоторые из них просили прощения. Зла стараемся не помнить, но, по нашему несовершенству, долго остаётся осадок. К желающим проживать у нас стали относиться более серьёзно и требовательно. Думаю, что возникшие неприятности были нам попущены с целью вразумления и очищения. Конечно, это не снимает ответственности с тех, кто поступал не по-христиански. Святые отцы призывают идти средним, царским путём, а всякие самочинные крайности до добра не доведут.
Беседовала
Анна Алексеевна АНДРЕЕВА