Архив:
Не секрет, что жители Крыма рады возвращению в Россию. Вот только радость эта разбавлена горечью бюрократической волокиты. Оформление различных бумаг превращается в такую муку, что многие в сердцах даже добрым словом вспоминают «украинские» времена. Наш постоянный автор, священник Димитрий Шишкин, рассказывает, как он лицом к лицу столкнулся с симферопольской бюрократической машиной.
Хождение по мукам» нашего бюрократического болота – это не только что-то феноменальное и невообразимое, но и серьёзное испытание для нервной системы всякого человека. И не все это испытание, увы, выдерживают, так что немало инфарктов, инсультов и нервных срывов случается, увы, по причине абсолютно безсмысленной и непробиваемой безалаберности нашей бюрократической системы. Больше того, порой возникает мысль о злонамеренном вредительстве и подрывной работе, ведущейся во Отечестве нашем посредством этой самой системы. Потому что иначе объяснить весь тот бред, с которым сталкивается простой человек, решающий обычные «бумажные дела», – попросту невозможно.
Итак, мне понадобилось сделать пометку о выписке умершей бабушки в домовой карточке. И тут я узнал о существовании в городе такого замечательного учреждения, как МФЦ. Для тех, кто не знает – это Многофункциональный центр, созданный для того, чтобы все «бумажные» дела решались по возможности быстро и чётко. И в самом деле, я попал в прекрасно оборудованное помещение со множеством кабинок, электронной очередью и очень быстро попал к специалисту… Но вот тут-то и началось.
Работник центра заметил ошибку в моём паспорте. А именно в графе «Место рождения», вместо «г. Симферополь» было указано «с. Симферополь». То есть село. Но такого села не существует в природе. И мне объяснили, что можно, конечно, жить с таким паспортом, но в какой-то момент от меня могут, например, потребовать справку, что я родился в селе Симферополь. И отправлюсь я по свету искать это самое село… В общем мелкая, но всё-таки неприятная ошибка, требующая исправления. Вместо «с» нужно поставить «г». Я огорчился, но заполнил все необходимые бумаги, сдал свой паспорт и отправился домой, чтобы через двадцать дней прийти (как мне сказали) за новым паспортом. Почему через двадцать, я не стал уже разбираться, хоть и узнал, что в случае обнаружения ошибки паспорт должен меняться в кратчайшие сроки. А по закону он должен выдаваться через десять дней.
Потянулись недели без паспорта, и я буквально стал считать дни до его получения, потому что множество дел остановилось и «зависло» по причине отсутствия у меня основного документа. Наконец, едва дождавшись назначенного дня, прихожу в МФЦ и получаю (о, радость!) новенький паспорт, но… с прежней ошибкой. И вот тут со мной случился, что называется, когнитивный диссонанс. То есть я просто не мог понять, как такое вообще возможно. Ведь мне паспорт пришлось менять именно и только по причине этой самой ошибки. С тем, чтобы поменять букву «с» на букву «г». И это было оговорено и помечено в сопроводительных документах, и вдруг такое. Получается, что люди, которые несут ответственность за такую важную сферу, как выдача паспортов, – попросту не задумываются, для чего и зачем они эти паспорта делают. Удивительное открытие! То есть в паспортном столе просто напечатали новый паспорт, не разбираясь, кому и зачем его нужно печатать. Согласитесь – это абсурд какой-то или, по крайней мере, несогласованность совершенно странная и непонятная. В общем, можно сказать, что это повод для недовольства и жалобы. Но я священник, и у нас в церковной среде принято к чужим ошибкам относиться великодушно и снисходительно. Так что я перетерпел эту боль и согласился отложить свои дела ещё на неделю. Здесь самое время сказать ещё об одной особенности взаимодействия МФЦ с паспортными столами. А именно – готовые паспорта два раза в неделю, во вторник и в пятницу, из паспортных столов в МФЦ доставляет курьер. И только он. Но поскольку он доставляет паспорта вечером, а выдача паспортов осуществляется только до четырёх часов дня, то получить паспорт, доставленный в пятницу, можно только в понедельник. Ну а тот, что привезли во вторник, соответственно, в среду…
Наконец по прошествии определённого времени снова прихожу в МФЦ и узнаю, что паспорта не только нет, но и не известно даже, готов ли он. А узнать об этом возможно, только позвонив или поехав в паспортный стол. Причём телефонной связи между МФЦ и паспортным столом загадочным образом нет. И это отдельная тема для изумления. Потому что первая мысль в эпоху мобильной связи и безпроводного интернета проста как две копейки. У служащих одной конторы должна быть связь со служащими второй конторы, поскольку обе эти конторы делают одно дело. Но ничего этого нет. И я, простите, не могу понять сам принцип организации дела, когда множество добрых в общем людей не только не могут быстро и качественно сделать простое дело, но напротив – делают его невероятно запутанным, сложным и как будто даже неразрешимым. И при этом решительно никто не виноват.
Ладно, как законопослушный гражданин, я нашёл телефон паспортного стола и стал звонить. Никто не поднимает трубку. Раз, два, звоню, три… Безрезультатно. Тогда я раздобыл какими-то окольными путями ещё пару телефонов того же стола и стал звонить по ним… Ситуация та же. В конце концов, в общей сложности я нашёл восемь номеров, так или иначе относящихся к этому паспортному столу. Не ответил ни один. Ни разу. На протяжении нескольких дней! То есть просто – мёртвая зона...
А курьер мой паспорт всё не везёт. Тогда я пошёл в паспортный стол. Прихожу. Спрашиваю, как обстоят дела с паспортом, в котором всего-то и нужно было поменять одну букву и документы на который я подал уже больше месяца назад. Серьёзные и строгие дамы (на лице у которых написано, что они смертельно устали от безмозглости посетителей) сообщили мне, что паспорт мой готов был ещё вчера. И вот тут я вспоминаю, что вчера как раз был вторник, а стало быть курьер вечером должен был забрать готовый паспорт и отвезти в МФЦ. Естественно, я поинтересовался, почему этого не случилось. Но ничего вразумительного в ответ я не услышал. Дальнейшие расспросы предполагали, что я отношусь к тому самому, безусловно, безтолковому большинству, которому втемяшить что-то можно только на повышенных тонах. Я это понял и не стал обострять ситуацию. Просто ушёл в очередной раз ждать и надеяться, что курьер в пятницу заберёт-таки мой готовый паспорт и отвезёт его благополучно в МФЦ. Но что-то мне подсказывало, что мои благодушные надежды могут в очередной раз не оправдаться. Так что я, в качестве упреждающего удара, в пятницу опять пошёл в паспортный стол. Именно в пятницу с 14:00 до 16:00 там как раз выдают готовые паспорта. Я пришёл, дождался своей очереди, объяснил ситуацию и стал ждать. Потому что среди готовых паспортов в назначенном кабинете моего паспорта не было. Работник этого кабинета выдала все готовые паспорта, отлучилась минут на десять, вернулась, сообщила о паспортах, которые ещё не готовы и… всё. Среди названных в обоих случаях фамилий – моей фамилии не было. Тогда я подошёл снова к окошку и напомнил, что мой паспорт вроде как готов и мне бы только его получить.
– Слушайте, – отозвалась работница, точно её озарило вдруг, – а вы документы случайно не в МФЦ сдавали?
– Да, именно туда.
– Так вот там и получайте. Я вам не имею право его здесь выдавать.
– Но как же так. Ведь курьер от вас паспорт не везёт. Как же мне его получить? А ведь сегодня пятница и у меня куча дел, которые я уже сегодня мог бы начать делать, а так они в лучшем случае откладываются на понедельник, а если курьер по какой-либо причине опять не доставит паспорт в МФЦ, то всё опять затянется на неопределённое время…
– Не знаю, – пожала плечами сотрудница, – ничем не могу вам помочь. Ждите, пока курьер не доставит паспорт.
Я ушёл расстроенный, конечно, но решил, что сегодня вечером уж точно курьер должен доставить паспорт, а значит, в понедельник я его получу и начну решать свои дела. Но опять горький опыт заставил меня на следующий день перезвонить в МФЦ и узнать, привёз ли курьер мой паспорт. Оказалось – нет, и не я один, и люди уже готовы чуть ли не в суд обращаться в ответ на творящийся безпредел… И вот, специально по этому поводу, в МФЦ попросили курьера внеурочно, в понедельник с утра съездить снова в паспортный стол Центрального района и привезти, наконец, документы. Так что к обеду в понедельник паспорт уж точно должен быть в МФЦ. Нужно только перезвонить…
Конечно, я перезвонил в понедельник. И угадайте, какой был ответ. Правильно. Никто. Никуда. Не ездил…
Паспорт я так и не получил. Пока. Жду курьера… Но во время последнего моего звонка в МФЦ мне доверительно сказали, что многого можно добиться истерикой и скандалом, так что те, кто приходят в паспортный стол с криком и бранью, как правило, уходят победителями и получают то, что им нужно. Вот тут-то я понял, почему на двери каждого кабинета в паспортном столе висит распечатанное на принтере объявление: «Всякое оскорбление сотрудника государственного учреждения является уголовно наказуемым деянием и влечёт за собой немедленный вызов наряда полиции». Видимо, прецеденты были, и не все скандальные посетители, надо понимать, уходили победным маршем, некоторых и выводили. Но другие методы, кроме скандала, по-видимому, не действуют вовсе, так что многие всё-таки идут на риск. Это как из окружения выходить по минному полю – рискованно, но шанс есть.
А мне в очередной раз было горько от мысли: ну почему у нас человека на каждом шагу ставят в такое положение, что он должен выходить из себя, скандалить, кричать, брызжа слюной, чтобы решить какой-то элементарный «бумажный» вопрос. Что это за странный такой «пропуск» в нормальную жизнь – непременная утрата в себе человеческого достоинства, унижение себя и других... Ответа нет.
Если бы эта история была только частным случаем… Но ведь так происходит везде и повсюду, и сотни, тысячи людей страдают от элементарной безалаберности и неорганизованности множества государственных служб. И если говорить о христианском отношении, то, по-моему, это та ситуация, когда молчание будет не признаком всепокрывающего великодушия, а потакания безусловному злу. Потому что твориться такое в нормальном человеческом обществе не должно. И думаю, с этим согласны все.
Я люблю своё Отечество и хочу, чтобы оно стало лучше, чтобы исправлялось в нём то, что, несомненно, должно быть исправлено. И именно с верой в эту возможность, несмотря ни на что, я написал этот свой «трагический фельетон». Пусть это будет ещё одной каплей, подтачивающей камень никуда не годной, сломанной и «сошедшей с ума» бюрократической машины. Машины, которую попросту надо менять. Как? Это другой вопрос.
Священник Димитрий ШИШКИН
г. Симферополь