Александр Крутов - Слово редактора - Что с нами происходит?

...Рассуждая о человеколюбии, переступаем через лежащих на земле, упиваясь «духовностью», превращаем веру в предмет гордости, как загородный дом или авто. Многие просят «духовных» советов: что выгодно купить-продать, куда вложить деньги. Один умный человек сказал: «Заменив веру обрядоверием, они напоминают туриста в Иерусалиме: "Симочка, щёлкни меня на Голгофе!"» И в этом мире зла всё труднее жить каждому из нас и всем вместе.

 

Летом под Самарой сломался автобус, который шёл из Владикавказа в Сургут. Казалось бы, что здесь особенного. Автобус не подводная лодка, не космический корабль или спутник, не гидростанция и даже не вертолёт. Сломался и сломался. У нас что ни день, то какая-нибудь авария или катастрофа происходит. Всё, что должно ломаться, — ломается, всё, что не должно ломаться, — ломается тоже.

Поразило меня даже не то, что сбежал водитель, когда после двух суток простоя приехали спасатели. А то, что в придорожном кафе с попавших в беду пассажиров брали деньги за кипяток! С каждым часом повышая за него цену. За кипяток!!! Который даже в годы войны всегда был безплатным.

Поневоле задаёшь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: «Люди, что с нами происходит?» К чему мы идём? Неужели деньги так застили нам глаза, что мы утратили главное — сострадание. В этом заурядном событии отражается наша жизнь и мы, такие как есть. Когда я стал размышлять об этом, то подумал: а ведь это произошло не вдруг. И такими мы стали не в одночасье.

Мне вспомнилась повесть замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Последний срок». Уже тогда, в семидесятые годы прошлого века, он талантливо высветил нашу главную болевую нить: потерю человеком духовных ценностей (любви к Богу, отчему дому, родной земле, отцу и матери), «нравственный авитаминоз» современных людей.

Умирает старуха Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти». Ждёт своих детей, своих кровиночек, которым отдала всю себя, всю свою жизнь, в которой праздничного было очень мало, а трудного да горького невпроворот.

Дети приехали. Неожиданный проблеск надежды на выздоровление старухи вызывает у её детей не облегчение, а скорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудила попусту потратить нервы и время, деньги, перепутала их планы. Душевные связи родных по крови людей прерваны. В постигшем несчастье они держатся порознь, каждый блюдёт свой интерес, свою выгоду.

Драма угасания человека переплетается с драмой угасания человечности. Перебранки между сёстрами, разгорячённые водкой голоса братьев — вот тот аккомпанемент, который сопровождает закатные часы главной героини. Дети словно соревнуются друг с другом в нравственной тупости и глухоте, поочередно совершая предательство матери.

Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», — так и осталась неуслышанной её уезжающими (или сбегающими?!) детьми.

Как зовут нас — не её ли детьми: Люсями, Варварами, Петрами? Да разве в именах дело? Дети старухи — это мы с вами. Это мы с вами предали своих матерей. Это мы променяли первородство на чечевичную похлёбку. Веру предков — на чужеземные дары. Это мы с вами продаём кипяток бедствующим, убиваем в утробе детей, воруем, пьём, развратничаем, это мы равнодушны к правде и поиску истины, смирились с ежедневной ложью и обманом не только государственных мужей, но и в общении между собой на бытовом уровне.

Истинно то, что выгодно. Кому, когда и сколько — это знание, похоже, заняло первую позицию в шкале гражданских «добродетелей». Любой «крутой» держатель денег окружён ореолом звёздности, становясь образцом для подражания в молодёжной среде.

Ложь и безчестье, жадность становятся ныне основными свойствами нашего национального характера, а грубость и агрессивность — нормой поведения и общения. Выстрел за царапину на машине стал делом обычным, нашей повседневностью.

Мы называем себя православными, и в то же время «никто не боится, — как писал Николай Васильевич Гоголь, — преступить несколько раз в день первейшие и священнейшие законы Христа». Зачастую мы лепим Бога по своему образу и подобию, выбирая из проповедей, житий святых, советов батюшек то, что подходит к нашей жизни, подлаживая веру под себя. Одной рукой крестимся, второй хватаем за горло.

Рассуждая о человеколюбии, переступаем через лежащих на земле, упиваясь «духовностью», превращаем веру в предмет гордости, как загородный дом или авто. Многие просят «духовных» советов: что выгодно купить-продать, куда вложить деньги. Один умный человек сказал: «Заменив веру обрядоверием, они напоминают туриста в Иерусалиме: "Симочка, щёлкни меня на Голгофе!"» И в этом мире зла всё труднее жить каждому из нас и всем вместе.

Мы снова забыли, что для русского человека только один путь — путь в жизнеустройство по образу и подобию Божиему, что этот образ Великой России — Третьего Рима — Святой Руси давным-давно сложен нашими предками, но никак не находит своего воплощения в нашей жизни.

Может ли быть остановлен этот разрушительный для России бег в инобытие? Сможем ли мы пересмотреть, передумать и осудить свою прежнюю душевную жизнь в её глубинах и изгибах, чтобы возродиться к новой жизни? Речь идёт не о перемене политических или партийных программ, но о гораздо большем — о самой человеческой личности, не о деятельности, но о деятеле.

Способны ли мы на дела, достойные памяти наших предков, освоивших «шестую часть земли с названием кратким Русь» и ярко показавших всему миру, что нет таких преград, которые бы не одолел русский человек?

Я думаю — способны. Эту великую уверенность вселяет в меня то, что мы до сих пор, после всех разорений и хаоса, обладаем огромным потенциалом. Либеральные реформы не сломали костяка страны. Наша русская цивилизация, наш народ, его культура и традиции целы. Храмы стоят, и вера жива. Это главное. А мясо, как известно, нарастёт. Беда будет, когда нам кости сломают.

Говоря словами русского мыслителя Л.Тихомирова, государственные принципы всякого народа тесно связаны с его национальным самосознанием, с его представлениями о целях его существования. Из этого следует, что общество, живя по одним законам, гибнет; подчиняясь другим — крепнет. В одном случае мораль воспринимается как блажь, оторванная от реальности, в другом случае — как краеугольный камень общества. Наше существование зависит от того, какое место у нас займёт христианская мораль.

О Господи, спаси и помилуй неразумные чада Твоя!..

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №10, 2011г.

Комментарии

С нами происходит, если следовать выводу Крутова А.Н., гордыня. Поскольку став на уровень низких страстей, считать возможным самостоятельный выход из них - это и есть гордыня. Храмы стоят, и вера жива, все правильно, но способными на славные дела наших предков мы станем не сами по себе, не потому что у нас та или иная родословная, а по милости Божьей, а если не будет милости то не станем. Гордым Бог противится.

Ничего не поделаешь, такова человеческая сущность. В основе всего лежит воспитание. А традиции и ценности меняются от времени к времени.