Николай Леонов - Национальная идентичность

События последних лет, месяцев и даже дней очень остро поставили перед общественным мнением вопрос о кризисе гармоничных отношений в многонациональном обществе, о крахе так называемой политики «мультикультурности».

Один за другим публично выступили лидеры крупнейших европейских государств (канцлер Германии А.Меркель, премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, президент Франции Н.Саркози) с признанием печального факта провала курса, ориентированного на безбрежную толерантность. Наиболее жёстко определил эту общую политику британский премьер, который в феврале 2011 года на Мюнхенской конференции по безопасности заявил: «толерантность, основанная на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности, себя не оправдала».

Он предложил перейти к «мускулистому либерализму», при котором национальная идентичность формируется за счёт соблюдения основных демократических принципов — равных прав, главенства законов и свободы слова. Снова вспомнили слова английского писателя Р.Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — и вместе им не сойтись!» Ясно, что Европа впредь будет требовать от приезжающих мигрантов соблюдения основных норм и правил поведения, исторически сложившихся в этих странах. Понятно, что будут ужесточены требования к тем, кто будет стремиться приехать и осесть в западноевропейских странах.

Эта общемировая проблема отличается особой остротой в России, стране исторически сложившейся как многонациональное и многорелигиозное государство. Для нас действительно неприемлем опыт американского «плавильного котла», в котором создаётся «американский народ».

Первые колонисты, прибывшие в США из Англии, были ярыми протестантскими фундаменталистами, которые осуществили первый в истории человечества массовый геноцид местного коренного населения. Индейцы были истреблены почти поголовно, их жалкие остатки загнаны в резервации, где доживают свой век в качестве музейных экспонатов. Опустошённые таким образом земли заселялись пришельцами из разных стран и земель, без роду, без племени, без веры, без традиций. Новый порядок насаждался шерифом, парой кольтов и всемогущим долларом. Единой религии не было. США так и осталась страной бесчисленного количества сект.

Основой формирования Западной Европы была Римская империя. Её легионы покорили всю территорию от восточных границ Румынии до Гибралтара, от Северной Африки до границ Шотландии. Местное население не подверглось уничтожению, оно постепенно смешивалось в разных пропорциях с захватившими их римлянами. Галлы со временем стали франками, кельты и саксы превратились в англичан.

Пройдя через века, полные религиозных и межгосударственных войн, европейцы выработали свой образ жизни, который в последние полвека стал нарушаться растущей миграцией в Западную Европу из стран третьего мира — прежде всего из Африки и из арабских стран. Привлечённые возможностью приобщиться к более высокому стандарту жизни, эти люди, оторванные от своих родных стран, стали объединяться в «диаспоры» — объединения по национальному признаку — со своими нравами и обычаями, вступавшими в противоречие с господствующими в принявших их странах порядками. Теперь им напомнили, что гости должны уважать законы и обычаи хозяев. Напомнили жёстко и многозначительно.

Россия не может копировать и европейский опыт. Народы, населяющие нашу страну, это не перемещённые осколки других народов, оторванные ветрами исторических перемен от своих родин, а компактные этносы, имеющие свою родовую территорию, свою веру, самобытную культуру. При вхождении в состав России их национальная идентичность была полностью сохранена и даже во многих случая укреплена.

В годы советской власти наиболее многочисленные и развитые этнические меньшинства и народы получили даже свою государственность в виде союзных и автономных республик и областей. Страна приобрела федеративное устройство, оказавшееся, увы, скользкой дорожкой к её гибели. Ведь ни в царской России, ни в Советском Союзе, ни в демократической РФ никто из сёрьезных политических деятелей или представителей интеллектуальной элиты не подвергал сомнению право национальных меньшинств на культурную идентичность.

Даже в тоталитарном СССР жителям кавказских автономий разрешалось носить холодное оружие как часть национального костюма, а в других регионах холодное оружие было запрещено.

Единое могучее государство давало простор для развития культуры всем народам, входившим в его состав. Расул Гамзатов, сын Дагестана, говорил, что только благодаря русскому языку он стал известен во всём мире, без него он «остался бы поэтом одного горного ущелья».

Знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев покорял своим мастерство всю планету. Латыш по национальности Раймонд Паулс стал композитором общеевропейского масштаба. Такие примеры можно приводить до безконечности. Культура — особый вид богатства человека или народа. Этим богатством можно щедро делиться со всем миром и становиться при этом ещё богаче.

«Мультикультуризм» в этом смысле никогда не был пугалом в России. Он был источником её силы и притягательности. Наш отечественный опыт уникален.

Беда с национальной идентичностью в нашей стране пришла с так называемой «демократией». В интересах политической коррупции национальных элит был брошен лозунг: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». И начался позорный «парад суверенитетов», в историческое одночасье разорвавший великую державу. Затем грянула приватизация, в ходе которой разным народам и разным этническим группам достались разные части убитого социалистического кита. Одним «достался бублик, а другим дырка от бублика».

Социальное неравенство дополнилось этническим разобщением. И, как следствие, началось то, от чего у кремлевских начальников стала теперь шибко болеть голова. Это и непрекращающаяся диверсионно-террористическая война, и укореняющаяся межнациональная рознь, и социальная с этнической подсветкой раздробленность общества. Власть отчаянно пытается погасить очаги конфликтов, угрожая одним жёстким уголовным преследованием, задабривая других щедрыми денежными субвенциями, пробуя робко вернуться к некоторым испытанным временем рецептам решения национального вопроса. Но пока мы видим безтолковое размахивание руками, ногами и языком вместо внятной концепции.

11 февраля 2011 г. в г.Уфе было созвано заседание Государственного Совета РФ.В повестке дня значился вопрос: «О мерах по укреплению национального согласия в российском обществе». Поговорить — поговорили, но мер никаких не приняли. Это стало типичным для нынешней управленческой практики. Нельзя же считать серьёзной «мерой» учреждение специального совета при Президенте по национальному вопросу. Совещательный орган (Госсовет) создает другой совещательный орган. Этим безконечным советам и советчикам нет счёта.

Разговоры крутились вокруг темы «формирование единой гражданской национальности россиян», чтобы положить конец раздражающим власть разговорам об ошибочности изъятия из паспортов графы «национальность». Пока ничего умнее придумать не удалось, как остановиться на слове «россиянин» с разрешением добровольно добавлять слова, например, «татарского происхождения». Так что впредь можете именовать меня «россиянином русского происхождения». А вот останутся ли в нашей стране «россияне еврейского происхождения»?

Следует заметить, что подобная «инициатива» является повторением советской попытки назвать всё население Советского Союза единым термином «советский народ». Тогда было больше оснований для «нововведения», потому что социально мы все были снивелированы — подстрижены «под ноль», трудовые миграционные перемещения (строительство БАМа, поднятие целины, освоение нефтепромыслов Западной Сибири и пр.) были массовыми и многонациональными. Но и тогда затея провалилась. А сейчас, при расщеплённости общества на национальные и социальные отсеки, предложение о единой национальной идентификации российских граждан обречено на то, чтобы стать предметом насмешек.

Вряд ли стоит упражняться в замене одних слов другими, полагая, что тем самым мы реформируем наше бытие или сознание. Вчерашний милиционер, ставший ныне «полицейским», останется таким же держимордой, недавний «президент», ставший теперь «главой администрации» не поменяет своих устоев правления, и русский человек вряд ли станет кастрированным «россиянином» в своём сознании.

Слово «российская» вошло в наш язык только во времена Петра I, когда было объявлено о создании «Российской империи». До этого было только Русское государство или Московия. Если мы отказались от имперских амбиций и потеряли все земли той империи, то почему мы упорно держимся за слово «российский» вместо того, чтобы заменить его «русским». Просто поражает мистический ужас, охватывающий наших государственных мужей, когда им приходится дотрагиваться до обжигающей темы русского языка, русской культуры, русского патриотизма. Обязательно следуют сорок извинительных поклонов в разные стороны, дюжины оправдательных оговорок. Неужто забыли они, что немка по национальности, ставшая русской императрицей Екатериной II, никогда не скрывала своей любви к России, её вере, языку. Она служила верой и правдой величию государства, за что и получила почётное звание Великой. Грузин по крови Иосиф Сталин не стеснялся восхищаться высокими качествами русского народа. Чего стоит его тост в честь русского народа, произнесённый на приёме в честь командующих фронтами в Великой Отечественной войне! Генералиссимус даже до смерти говорил по-русски с заметным акцентом, но действовал как русский патриот. Кстати, он категорически возражал против федерального устройства будущего Советского Союза, оставаясь в душе сторонником идеи унитарного государства. (Сейчас готовится издание книги историка Ю.Жукова «Первое поражение И.Сталина», в которой на документальном материале показано, кто навязал в конечном итоге в первые годы революции гибельную федеративную модель.) Не грех попутно заметить, что все государства в мире, основанные на национально-территориальном принципе федеративного устройства развалились: СССР, Югославия, ЧССР, Грузия. Исключение составляет КНР, в которой автономные национальные окраины — Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия — составляют ничтожно малые величины по сравнению с коренной частью собственно Китая.

С гордостью считали себя русскими: эфиопских кровей поэт А.Пушкин и наследник шотландских дворян М.Лермонтов. Н.Гоголь создал литературные шедевры на русском языке, его только теперь стали переводить на украинскую «мову». Даже чистые иноземцы почитали честью для себя называться русскими — Франц Лефорт и Витус Беринг. Выдающиеся живописцы Исаак Левитан и Архип Куинджи — первый еврей, а второй грек — никогда не отделяли себя от русского народа ни в жизни, ни в живописи. Грузины фельдмаршал Барклай-де-Толли и генерал Пётр Багратион стали выдающимися русскими военачальниками, героями Отечественной войны 1812 года. И так на протяжении всей русской истории. Мы, русские, считаем всех этих и миллионы других представителей иных народов своими соотечественниками, творцами великого русского наследия. Да и сами созидатели нашей великой культуры творили для всех, кого обнимали границы России. Помните слова А.Пушкина: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык». Достойно печали время, когда жалкий рыночный торговец не считает для себя почётным носить имя «русский».

Для того, чтобы быть русским, надо знать русский язык, впитать в себя историю и культуру исторической России, любить её как свою большую Родину и делать всё во имя процветания и укрепления Отечества. Любовь к Родине нельзя ни купить деньгами, ни воспитать жестокостью.

Николай Сергеевич ЛЕОНОВ

Комментарии

Барклай-де-Толли, Михаил Богданович происходит из бюргерской немецкой ганзейской семьи де Толли, являющейся ответвлением старинного дворянского шотландского рода Барклай с норманнскими корнями (см. Барклай-де-Толли). Его предок, Питер Барклай де Толли (1600—1674), в середине XVII века переселился в Ригу после подавления Кромвелем сторонников обезглавленного короля Карла Стюарта в Шотландии. Дед Михаила Богдановича Вильгельм был бургомистром Риги.
Отец будущего полководца, Вейнгольд Готтард[5] Барклай де Толли (нем. Weinhold Gottard Barclay de Tolly, 1734—1781; в российских источниках также указывается принятое им славянское имя Богдан), вышел в отставку поручиком российской армии, получив звание российского дворянина. Мать будущего полководца Маргарита Елизавета фон Смиттен (нем. Margaretha Elisabeth von Smitten, 1733—1771) была дочерью местного священника, по другим источникам, происходила из семьи лифляндских помещиков. Сам Михаил Богданович в семейных хрониках называется по-немецки Михаэль-Андреас (нем. Michael Andreas). Супруга М. Б. Барклая — Агнета-Хелена, рожд. фон Смиттен (1770—1828).
Багратион Петр Иванович не имел документов, подтверждающих его княжеское происхождение. В родословная книгу российского дворянства он был внесен в 1803 году на основании писем к нему Александра I, в которых император именует его титулом "Князь".
Остальное содержание статьи в том же роде.

Александр

Каких он кровей Пушкин написал в стихотворении "Моя родословная". И Лермонтов писал об инородцах: Смеясь он дерзко презирал//Чужой земли язык и нравы. А давайте-ка разработаем тему: Определение правительством РФ запрещенных видов предпринимательской деятельности как источника обогащения чиновников надзирающих и контролирующих органов. Молитва укрепляет дух, но никак не заменяет дело. Ибо: на Бога надейся, а сам не плошай.

Александр

Очень люблю артиста "Большого Театра" грузина Николая Цискаридзе. Для меня он самый что ни на есть русский,и даже более русский некоторых русских.

Наталья Д.Сидненко