...Мы живём, по словам великого русского писателя Н.В.Гоголя, в «страшном царстве слов вместо дел». Создаётся впечатление, что мы не только не хотим узнать истинное положение вещей, но и боимся этого. Ведь тогда надо будет что-то делать, и прежде всего очищать свою душу от коросты грехов
Первый храм, который я увидел в своей жизни, был древний деревянный, в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Варзуга, построенный нашими предками без единого гвоздя в 1674 году и сохранившийся до нашего времени. За свою жизнь я не видел более совершенной деревянной церкви. Успенская церковь удивительно стройна и гармонична, несмотря на свою почти 40-метровую высоту. Для нас, поморов Терского берега Белого моря, нет сомнения, что церковь сохранилась молитвами тех мучеников, монахов и мiрян, что похоронены под её трёхсотлетним срубом. Тех, кто строил эту красоту, кто служил Богу в этих древних стенах, кто всё лучшее, что имел в жизни, посвящал Господу, Пресвятой Богородице. И сегодня молитвами и стараниями архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона, игумена Митрофана (Баданина), благодетелей и благотворителей шедевр русского деревянного зодчества обрёл новую жизнь.
Во время учёбы в Московском Университете мы часто ездили по старинным русским городам. С красотой русского мiра нас знакомил преподаватель английского языка Владимир Ильич Юньев. Это был энциклопедически образованный человек. Посещая храмы, соборы, музеи, мы впитывали любовь к Родине, благоговейное уважение к деяниям предков.
Однажды весной он показал нам чудо. Мы шли от Боголюбовского княжеского дворца, любовались весенним разливом реки, и вдруг над водной гладью возник ослепительно сверкающий белизной лёгкий одноглавый храм — Покрова на Перли. Церковь стояла на небольшом холме приречного луга, там, где Нерль впадает в Клязьму. И в какое-то мгновение мне показалось, что рядом с ней я вижу свою родную поморскую Успенскую церковь. То же изящество и красота в простоте и скромности, превосходство духовного над материальным. Вода, бездонное голубое небо только усиливали это впечатление. Так и остались в моей памяти два рядом стоящих чуда — в камне и дереве.
Церковь Покрова на Нерли — памятник расцвета Владимирского княжества при св. князе Андрее Боголюбском. Он решил создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю, и Иерусалиму. Всего за семь лет воздвигнуты прекрасные храмы во Владимире, построено Боголюбово, и как венец всему,- храм Покрова на Нерли в 1165 году.
Летописные источники связывают возведение его с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 11б4 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав, сын Андрея Боголюбского. В память об этих событиях он заложил Покровский храм. Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь. По преданию, белый камень для постройки доставили в качестве контрибуции сами побеждённые волжские булгары. Обычно церковь строили за три-четыре сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», т. е храм был возведён за один год.
Интересно само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы. В Византии, где произошло памятное событие, такого праздника не было. Он зародился именно на Руси. Не известно и Покровских церквей, построенных на Руси до XII века. Наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к Х1У-ХУ вв. Так что с именем князя Андрея Боголюбского связывается и установление праздника Покрова, и его богослужебные тексты, дошедшие до нас в более поздних списках — «Пролож-ное сказание», «Слово» и «Служба».
В этом храме нет царственности Владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и лёгкий, храм Покрова на Нерли — это воплощённая победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремлённости ввысь.
Эти церкви, и тысячи других, построенных нашими предками, — как путеводные звёзды для нас, ныне живущих, погружённых в мир словоблудия, плотских страстей и удовольствий. Мы живём, по словам великого русского писателя Н.В. Гоголя, в «страшном царстве слов вместо дел». Создаётся впечатление, что мы не только не хотим узнать истинное положение вещей, но и боимся этого. Ведь тогда надо будет что-то делать, и прежде всего очищать свою душу от коросты грехов. А гораздо проще прозябать во тьме невежества, как духовного, так и идеологического.
Мы забыли, в отличие от наших предков, о духовной составляющей человека, о том, что существует Истина — Иисус Христос. Согласитесь, если бы Христос сегодня пришёл к нам, то мы, люди, собирающие свои сокровища исключительно на земле, а не на небе, не заметили бы или прогнали Его. Разве что предстал бы в образе современной суперзвезды — тогда да, имел бы успех. А так только малое стадо пошло бы за Ним.
В слове на праздник Покрова старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Разве не читаем мы с вами 20 столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращённые к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился и не понял во всей полноте эти слова, а нам остаётся тоже удивляться, видя их сбывшимися: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". И последние слова — заповедь нам: "Таковых удаляйся"!
Можно не верить словам, но как нам, всем живущим теперь, не верить делам, которые уже совершились. Как не верить Богу? Слово Божие — в Нём всё, всю жизнь на 20 столетий пронзил взором апостол и увидел нас, живущих в эти тяжкие времена. Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вокруг себя, и если мы такие, то возопием к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя.
И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит и спасёт и помилует всех нас».
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №10, 2010г.
Комментарии
Шурик
Вс, 10/17/2010 - 09:34
Permalink
Здравствуйте!
У меня один вопрос, как можно попробовать написать в ваш журнал(опубликовать статью в вашем журнале, если она вам понравится-уверен-понравится)?
Moderator
Вс, 10/17/2010 - 11:16
Permalink
Куда писать...
rdredactor@mail.ru - по этому адресу вы можете присылать в редакцию свои материалы: рассказы, размышления, очерки, интересные фотографии, предлагать темы для обсуждений.