Архив:
Памяти владыки Алексия (Фролова)
3 декабря 2013 года отошёл ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов). С тех пор духовными детьми и учениками этого, верю, святого старца сказано и написано немало слов о своём отце и наставнике. Вышли прекрасные фильмы-воспоминания о нём. И хотя автор этих строк не был лично знаком с почившим владыкой, однако в 2008–2010 годах являлся постоянным прихожанином Новоспасского монастыря в Москве, которым в то время руководил архиепископ Алексий.
Вспоминаются литургии, на которых служил владыка. Они были пропитаны особым теплом. Чувствовалась его любовь к нам, сливавшаяся с любовью Божественной. Слово владыки Алексия было сильным, приправленным евангельской «солью». Очевидно, это был благодатный пастырь, отмеченный Богом.
Навсегда врезался в мою память один эпизод. Уже в конце богослужения, когда все целуют крест и расходятся, владыка вдруг остановил отпуст и начал вдохновенную речь – при том, что «плановая» проповедь была уже произнесена кем-то из священников. Владыка говорил долго и сильно. К сожалению, слов не помню, но помню их смысл – о Божественной любви, о верности Богу, о христианской жизни согласно евангельским заповедям.
Жаль, что мы огорчали владыку. Так, он сетовал, что прихожане не знают тропарей великих праздников, не поют их. Даже как-то из-за этого ушёл с отпуста. А ещё его огорчало, когда во время причастия народ толпился именно около него, как будто сила причастия зависит от того, что его подавал епископ, а не простой священник. Это было проявление неразумной, неправильной любви к архипастырю.
Впрочем, больше было всё же правильной любви. Именно она двигала духовными чадами владыки Алексия. Когда он был поставлен на костромскую кафедру, многие люди стали ездить к нему из Москвы. А мы с друзьями даже специально на Пасху 2012 года отправились из Москвы в Кострому, чтобы встретить «Праздников праздник» и «Торжество торжеств» рядом с владыкой.
Надо помнить, что владыка – жив. У Бога все живы. Тем более праведники. Он жив ещё и потому, что оставил после себя десятки учеников – как священнослужителей, так и мирян, в Москве, Костроме и других городах и весях. Среди этих учеников есть уже и архиереи – продолжатели той духовной традиции, которую, в свою очередь, владыка Алексий воспринял от своих наставников, традиции умного делания и подвижничества, корни которой уходят вглубь веков – к святым отцам, апостолам и Господу нашему Иисусу Христу.
Вспоминая о владыке, нельзя забыть о Новоспасском монастыре. Эта великая обитель была вос-становлена прежде всего трудами архиепископа Алексия. Находясь, по сути, в центре Москвы, Новоспасский монастырь стал своеобразным райским уголком посреди шумной, не знающей покоя, многогрешной столицы. Ряд моих ближайших друзей и я своим воцерковлением обязаны Новоспасскому монастырю и его пастырям. До сих пор с особым чувством вспоминаю эти новоспасские исповеди перед фреской Страшного Суда…
И сегодня монастырь продолжает свою святую миссию. Правда, зачем-то в нём, в нарушение 76 правила VI Вселенского Собора, сделали корчемницу под названием «Трапезная паломника», но даже и эта уступка духу мира сего не мешает обители оставаться одним из важнейших центров русского и московского Православия.
Сегодня, когда и Вселенская, и Русская Церковь терпит большие испытания, для нас важно наследие архиепископа Алексия (Фролова) и в другом отношении.
Дело в том, что владыка был традиционалистом и монархистом. По его инициативе в 2008 году в Новоспасском монастыре прошло собрание духовенства против модернистских тенденций в нашей Церкви. Что бы подумал и сказал владыка сегодня, когда эти тенденции только укрепились, а первоиерархи дарят мощи угодников Божиих еретикам-папистам?.. При всём при этом владыка Алексий не был человеком «партийным», не впадал в какую-либо крайность, трезвенно шёл путём царской святоотеческой середины, в чём нам следует учиться у него.
Превыше всего любя Бога и Небесное Отечество, архиепископ Алексий любил и Отечество земное – Россию. Переживал и молился о ней, старался осмыслить исторический путь нашей страны и, несмотря на все испытания современной эпохи, верил в светлое будущее России.
Значение владыки Алексия, глубина его подвига будут продолжать раскрываться. Чтобы это происходило, не безполезны и земные средства. Поэтому, как представляется, с каждым годом становится всё насущнее издание полной биографии и сбор-ника сохранившихся проповедей и выступлений владыки, а также воспоминаний его духовных чад.
Также можно предложить учредить и ежегодно проводить Алексиевские чтения, поочерёдно в московском Новоспасском монастыре и в Костроме.
Завершая, хочется кратко и по-евангельски охарактеризовать вла-дыку Алексия. Он был наш пастырь – пастырь добрый, положивший душу свою за нас. Вечная ему память!
Евгений Олегович
ИВАНОВ