Денис Ахалашвили - Десять дней от отпуска

У меня зазвонил телефон, звонил близкий друг из Тюмени. «Слушай, у нас с женой остались десять дней от отпуска. В Европу и Сочи не хочется. Хотим съездить по святым местам.

Возьмём дочь Аришу (в крещении Ирина, учится в одной из лучших православных гимназий Тюмени) и поедем в Верхотурский монастырь к святому праведному Симеону Верхотурскому, а потом к преподобномученице Великой княгине Елизавете в Алапаевск. Если есть время и желание, с радостью возьмём тебя с собой».

Для современного человека паломничество по святым местам стало неотъемлемой частью церковной жизни. Сегодня при желании можно попасть к любым святыням России и зарубежья.
 
Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. И важно, чтобы это знакомство проходило правильно. Довольно часто мы слышим от людей, собравшихся ехать по святым местам, такие слова: «Собираюсь в паломничество в такой-то монастырь, что-то ноги сильно разболелись, а там, говорят, святые источники очень от болезней ног помогают!» А ещё финансовые трудности или у ребёнка в институте проблемы, которые современные люди хотят решать таким образом. Конечно же, Церковь ни в коем случае не закрывает на эти вопросы глаза, есть у нас и молитвы на каждую потребу, и святые, наделённые силой помогать в каких-то конкретных жизненных затруднениях, но всё-таки главная цель паломничества по святым местам намного важнее и больше решения сиюминутных проблем.

Духовно опытные люди говорят, что паломничество следует воспринимать не как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное, а как духовный труд и служение Богу. Благоразумный христианин воспринимает свою жизнь через веру: и семья, и работа, и отношения с ближними для него поприще, на котором он чем-то жертвует, терпит тяготы, смиряет себя, чтобы становиться ближе к Богу. И паломничество – это тоже средство стать ближе к Богу.

Паломничество – это деятельное проявление благочестия, вызванное желанием выказать любовь к Господу, Божией Матери и святым, поклониться великим христианским святыням, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца. Прабабушка моего друга ходила пешком в Иерусалим не потому, что у неё зубы болели или дети не слушались, а чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Его Гроба и поклониться Его крестному подвигу.

Одно дело, услышать об этом от других и прочитать где-то в книжке, а совсем другое – увидеть своими глазами. Даже апостол Фома, которому рассказали о Воскресении Христа, сомневался и говорил, что пока не увидит Господа своими глазами, не поверит. Чтобы укрепить его веру, Господь милостиво позволил ему осязать свои крестные раны.

И сегодня Господь милостиво приоткрывает нам великие истины Православия через святые места и святых, преображённых верой Христовой. И когда человек благоговейно к ним прикасается, истории, о которых он до этого читал и слышал, становятся частью его личного духовного опыта.

До сих пор не забуду, как впервые приехал в Оптину пустынь, как поклонялся мощам великих оптинских старцев, ночевал в домике, где принимал посетителей преподобный Амвросий и ходил по тропинке, по которой оптинские молитвенники ходили на службу.

Паломничество, в отличие от туризма с его сиюминутными развлечениями и зрелищами, даёт человеку уникальную возможность укрепить свою веру, духовно обогатиться и возрасти. А здоровье, решение семейных и житейских проблем – это следствие духовных даров, получаемых в паломничестве, главное из которых – покаяние и искренняя, от сердца, сокрушенная молитва, угодная Богу.

Денис Теймуразович АХАЛАШВИЛИ
г. Екатеринбург