Протоиерей Николай Воскобойников - Обычный день в православном Хельсинки

Мы беседуем с протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Свято-Никольского прихода в Хельсинки, о главных правилах, следуя которым, община будет не дежурным сбором по праздникам, а деятельной частью христианской Церкви. Деятельная любовь и рассуждение – это, по мнению отца Николая, необходимые правила.
 


– Батюшка, что, на ваш взгляд, делает приход, сообщество людей, именно православным, христианским?

– Логично, что приход должен быть именно Церковью. Церковь – это Тело Христово. Следовательно, приход – это часть церковного Тела, первичная структура Церкви. Чтобы быть таковым, приход должен в чистоте содержать православную веру, жить Апостольским Преданием, через своего епископа находиться в единстве со всей полнотой Вселенской Церкви. В приходе должна совершаться истинная Евхаристия и иные Таинства. Это главное. Никаких расколов и разделений, если сказать проще. Всё остальное – вторично. Если приход действительно часть Церкви, часть Тела Христова, то Христа мы увидим и в жизни его членов. Люди в приходе разные, одинакового характера у всех, к счастью, нет. Господь нас сотворил разными. Но давайте всё-таки помнить: По тому узнают вас, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13, 35). Так что всем нам приходится трудиться, а то и бороться с некоторыми особенностями своего характера, чтобы по праву называться христианами. Иногда, кстати, такой борьбе помогает даже раскритикованная «дежурная улыбка».

– Вот как? Чего же в ней хорошего? Улыбаюсь я, положим, кому-нибудь за свечным ящиком, а сам ему свечой хочу в глаз заехать...

– Намного лучше и безопаснее, когда тебе улыбаются, а не хамят – искренне, самозабвенно и откровенно. Пусть улыбка, даже вымученная, будет первым шагом к изменению отношения к ближнему. Это труд, и без награды он не останется, как показывает практика. Любовь христианская не означает пребывание в эйфории, по большому счёту, любовь – это нравственное отношение к любому человеку. Конечно, это сложно. Помните пример из жизни древних отцов – среди всех подвижников монастыря на высоте оказался не великий молитвенник, не чудотворец, а простой повар, который, будучи человеком вспыльчивым, пытался хотя бы промолчать, когда его что-то раздражало?

– Этому повару надо памятник перед каждым приходским домом и епархиальным управлением поставить.

– «Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми» – это относится ко всем нам. А особенно к священнослужителям всех степеней. К их словам особое внимание, и потому оно может ранить серьёзнее.

Первый настоятель общины – отец Николай Щукин. Это интереснейший человек: в прошлом – военный инженер. После революции, в самый разгар гонений на Православную Церковь, он был рукоположен в священный сан в Москве в 1920 году. В ходе Кронштадтского восстания вместе с семьёй по льду перешёл в Финляндию. Первые богослужения в Финляндии он совершал за колючей проволокой форта Ино в беженском лагере. В 1927 году в Хельсинки он возглавил Никольскую общину.
Этот батюшка обладал прекрасным даром от Бога – будучи открытым каждому человеку, он отдавал все силы, чтобы показать красоту христианства. Заложенные им традиции живы, слава Богу, и сегодня. Основное его правило: наш храм открыт для всех.

– Каковы особенности жизни православных в Финляндии? Не чувствуют ли себя православные представителями «религии второго сорта»?

– Православие в Финляндии – это очень небольшая группа, всего чуть более 1 % населения страны. Со стороны государства ко всем религиям отношение толерантное. Финское общество хорошо знакомо с православной традицией, и православные не чувствуют себя ущемлёнными. На приход никто сейчас не смотрит как на нечто чуждое финляндскому обществу. Более того, в процессе диалога с городскими властями Хельсинки мы замечали, как менялась позиция, как к нашим нуждам относились с большим пониманием. Это проявлялось и тогда, когда обсуждался архитектурный облик будущего храма в Хельсинки в районе Итякескус. В итоге мы получили разрешение на строительство храма традиционной православной архитектуры, что невозможно было сделать в 30-х годах, когда строился нынешний приходской храм.

– Что отличает Никольский приход в Хельсинки от других православных приходов в Финляндии?

– Наш приход имеет почти 90-летнюю историю. Учредителями прихода были благочестивые русские люди, в основном военные. Интересный факт: когда в 1938 году строили храм, в его фундамент и стены легли камни, привезённые от разрушенной Часовни Мира, некогда построенной в Гельсингфорсе к 300-летию дома Романовых. Строительство храма было выполнено благодаря частным пожертвованиям. В нашем приходе в те годы чтились традиции, по царским дням служились панихиды. Русских офицеров до войны хоронили здесь, под бело-сине-красным флагом (он сейчас хранится в храме). Надо иметь в виду, что в своё время в Финляндии нашли приют многочисленные беженцы из охваченной революционной смутой разваленной России. На кладбище у Никольского храма вы увидите памятник павшим воинам – нашим прихожанам, воевавшим в «Зимней войне», а потом в «войне-продолжении», как называют здесь Вторую мировую. Люди разных политических взглядов, но всех их объединяла вера во Христа. Какой хороший пример для нашего времени!

Мне проще говорить не об отличиях, а о том, в чём мы едины: у нас единое Евангелие, единая вера, единое Крещение, единство в таинствах. Если рассматривать различия с точки зрения обыкновенного человека, то это примерно то же самое, как и различия между разными храмами в других городах в России и мире. Разные общины, разные люди, несколько иной церковный уклад. С Финской Православной Церковью у нас разный церковный календарь. Мы служим по старому стилю, как и в России. И если практикующий христианин недавно переехал, например, из России, то у нас он себя почувствует уютнее, привычнее.

Сейчас Русская Церковь в Финляндии – это более трёх тысяч прихожан. Статистика численности членов религиозных организаций отличается высокой точностью. Регистрация членства в приходе ведётся на уровне Реестра народонаселения Финляндии.

– Такая бюрократия разве важна?

– Не хочу заниматься защитой бюрократии, но при определённых условиях она может стимулировать развитие. Каждый зарегистрированный член прихода имеет право голоса на общеприходских собраниях. Имеет право избирать и быть избранным. В том числе должности настоятеля и клириков прихода у нас выборные. В этом году численность прихожан Свято-Никольского прихода превысила 3 100 человек. Есть ещё и Покровский приход Московского Патриархата, где зарегистрировано более 380 человек. Но есть ещё и другие религиозные группы, которые не зарегистрированы, поэтому в финской религиозной статистике они совсем не учитываются. Это, в частности, храм при консульстве России в Турку, небольшая община есть недалеко от Тампере – посёлок Сторми, есть также и община в городе Пори.
 

Наш же приход за последние 15 лет сделал прорыв. Ещё в 1999 году, когда я стал настоятелем, членов прихода было около 700 человек, а сейчас уже в четыре раза больше. Приход растущий, многие хотят стать именно прихожанами Московского Патриархата, каждый год к нам приходит более 200 новых членов прихода.

Статистика показывает, что более 70% вступивших в наш приход прихожан в последние годы – это люди моложе 35 лет. Повторяю, наше правило: «Двери храма открыты каждому». Нашему священнику можно звонить вечером, даже иногда поздно вечером, если что-то случилось… Мы стараемся делать так, чтобы человек пришёл и почувствовал себя в доме Отца. Священник в храме – не хозяин, не господин. Люди приходят в храм не к священнику, а к Богу. Как можно отнестись плохо к Его гостям?

Прихожане – только люди русской традиции или есть и финны?

– Наши прихожане – это в основном переехавшие жить сюда русскоязычные выходцы из разных стран постсоветского пространства – России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Грузии, Азербайджана, Казахстана. Но в общине есть финны и шведы, эстонцы, латыши, румыны и даже выходцы из Латинской Америки. Богослужения у нас совершаются на церковнославянском языке, частично по-фински, проповеди – по-русски, частные богослужения могут совершаться по-славянски и по-фински.

Последние годы в приходе помогают два священника финна, родившиеся и всю жизнь прожившие в Финляндии. Их помощь очень существенна. Во время богослужений они произносят молитвы и возгласы на финском языке, принимают исповедь финноязычных прихожан. Мотивы, по которым финны приходят к нам приход, различны. Некоторые очарованы красотой славянского богослужения, но для основной части финноязычных прихожан  это сознательный выбор в пользу старого календарного стиля, церковной практики и русского богослужебного и канонического уклада.

Так что сегодня Никольский приход в Хельсинки – это самая большая русскоязычная организация в Финляндии.

– Строятся ли новые храмы в Финляндии?

– Да. Правда, активности сильно мешает наступивший кризис. В 2000 году муниципальные власти города Хельсинки в ответ на многолетние и настойчивые просьбы церковного совета прихода поддержали инициативу и согласились выделить на льготных условиях участок земли под строительство храма и приходского центра в одном из лучших районов города (Итякескус). Для Русской Православной Церкви в Финляндии открылась уникальная возможность.

Непосредственно строительство на участке началось три года назад. Что мы имеем сейчас? На 90 % построен жилой дом, на 70 % – здание приходского центра, где будет размещаться приходской зал, помещение под библиотеку, под кружковую работу, работу приходских служб, канцелярию. Подведены коммуникации – электричество, водопровод, канализация и центральное отопление. Строительство ведётся на первичные средства прихода. Внутри прихода собираются целевые пожертвования. К сожалению, разрешение на сбор пожертвований за пределами храма получено не было (в Финляндии по закону для сбора средств за пределами организации требуется получить разрешение от полиции). Хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнали об этом проекте и могли бы поучаствовать в строительстве. Все заинтересованные и сочувствующие приглашаются к сотрудничеству. Сейчас сооружение храма находится на уровне котлована, фундамент пока ещё не заложен.

– Важна ли для прихода социальная работа?

– В Новом Завете мы не найдём термина «социальная работа». Тем не менее служение ближним истекает из самого духа христианской веры. В Финляндии, где государственная социальная поддержка довольно сильна, помощь в приходе носит специфический характер. Это главным образом психологическая поддержка людям, оказавшимся в беде. Это и содействие недавним переселенцам, с которыми нужно просто пройти по разным государственным конторам и организациям в качестве переводчика. Есть на попечении прихода и престарелые, которым оказывается регулярная помощь на дому. Среди волонтёров – доктор, которая оказывает безвозмездную медицинскую помощь. Иногда приход предоставляет на короткий срок жильё при храме людям, оказавшимся без крова. При храме постоянно раздаётся хлеб малоимущим. Трудоустраиваем безработных. Вчерашние безработные занимаются посещением больных и престарелых на дому, уборкой территории кладбища и храма.

– Вот как раз женщина, которая убирала площадку у храма, когда мы встретились, – она из вчерашних безработных?

– Уже из позавчерашних. Дай Бог ей сил, здоровья и счастья! Вы бы видели, как меняются лица людей, когда они наконец-то могут работать! Пусть не по профессии, не «по профилю», но, когда человек выполняют осмысленную работу, это просто здорово, он чувствует свою нужность.

Вызовы этого мира, его борьба с христианами существуют, конечно, и сегодня. Как им можно противостоять христианину?

– История Церкви не знает таких периодов, когда прекратилась бы духовная брань. Всегда у христиан последнее время. Поэтому блаженный Августин определяет земную Церковь «Церковью воинствующей».
А главные вызовы – это то, что происходит внутри каждого человека со времён Адамова грехопадения и даже доныне. Ничего нового тут нет: это греховные страсти.

В общественном плане в европейском обществе, пожалуй, главным вызовом на сегодня является воинствующий секуляризм, который стремится вытеснить религию из общественной сферы. Одна из граней секуляризма – это попытка пересмотреть основы общественной нравственности, которая в Европе была замешана на христианских заповедях. Это и забвение, даже презрение семейных ценностей.

Всему этому христианин должен противопоставить твёрдую веру и личное мужество. В контексте нынешних событий, может быть, это наиболее важно. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор 16, 13).

– Церковный год только начался, мы в начале богослужебного круга. Смотря на то, что происходит в мире, на то, как сказывается это происходящее на христианах, иногда начинаешь думать, что ничего весёлого-то христианам не светит…

– Не готов согласиться с этими тезисами. Думаю, что не следует путать круг христианского богослужения с колесом сансары. Из круга мира, который лежит во зле, нас буквально вырывает главное событие не только христианского года, но и всей мировой истории – Воскресение Христово. К нему сходятся лучи всех наших праздников, оно освещает и освящает подвиги мучеников – известных и неизвестных нам. Помните, пожалуйста, о Пасхе – она выводит нас за рамки времени, как, впрочем, и весь церковный календарь. Что же касается грусти, то ещё св. апостол Павел предупреждал: Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19). Я бы предложил надеяться на Христа всегда, следовательно, быть счастливыми. Это возможно – взгляните на святых.

– Отец Николай, почему вы приехали на нашу встречу на велосипеде?

– А почему бы и нет? Во-первых, это быстро, во-вторых, полезно для здоровья, в-третьих, в хорошую погоду городская инфраструктура Хельсинки идеально подходит для таких поездок. В хороший тёплый день такие деловые поездки просто приятны.

Беседовал
Пётр Михайлович ДАВЫДОВ