Ирина Свистунова - Русский храм святителя Николая Чудотворца в Тегеране

Любимому в России святому – Николаю Чудотворцу – посвящено множество русских храмов не только на просторах нашей страны, но и за её пределами. Один из таких храмов находится в городе Тегеране – столице Исламской Республики Иран.

Первая церковь в честь святителя Николая появилась на территории российского посольства в Тегеране в 1895 году (сейчас там находится торговое представительство России). После октябрьского переворота 1917 года и прихода к власти в России атеистического режима Свято-Никольский храм в Тегеране разделил трагическую судьбу множества других русских церквей, – он был закрыт и разрушен.

Большевики, официально провозгласившие «принцип свободы религиозных верований», приступили к его «реализации» путём уничтожения национальных святынь и попрания исторического наследия России. Всё церковное убранство и иконы из храма святителя Николая были выброшены на улицу, где их подобрали офицеры Персидской казачьей дивизии, оказавшиеся в эмиграции в Иране после гражданской войны в России. Простояв трое суток с выброшенными из храма иконами перед зданием иранского парламента, русские офицеры добились от властей Ирана разрешения на создание в Тегеране православной церкви.

Не имея денег на возведение нового храма, русские эмигранты обустроили домовую церковь на первом этаже небольшого двухэтажного дома, арендованного у армянской общины. В таком виде Свято-Никольская церковь в Тегеране просуществовала почти 25 лет, несмотря на то, что не вмещала всех желающих посещать богослужения. Наконец, к началу 40-х годов средства, необходимые на приобретение участка земли и строительство, были собраны путём пожертвований.

Новый храм в честь святителя Николая был возведён в Тегеране в 1945 году по проекту Николая Львовича Маркова – русского архитектора, создавшего в столице Ирана десятки строений, в том числе здания нескольких министерств.

Выпускник Императорской Академии Художеств Н.Л. Марков в годы Первой мировой войны служил в инженерных войсках Кавказской армии. После революции в России он вступил в Персидскую казачью дивизию, которая сражалась с отрядами большевиков, вторгшимися на территорию Ирана. Впоследствии, поселившись в Тегеране, талантливый архитектор Марков занялся своей профессиональной деятельностью под покровительством иранского шаха Реза Пехлеви, с которым они когда-то вместе служили в Персидской казачьей дивизии. Наряду с сооружениями государственного и общественного значения Марков построил в Иране несколько церквей. Русский архитектор выработал собственный стиль, в котором классические формы сочетаются с традиционными персидскими мотивами.
 

Эта архитектурная особенность характерна и для русской церкви святителя Николая в Тегеране. Внимание богомольца, вошедшего в храм, привлекает алтарная апсида, сияющая блеском сотен маленьких зеркал, расположенных под разными углами и отражающих свет. После создания церкви Н.Л. Марков много лет выполнял в ней обязанности старосты. Похоронен Николай Львович на русском православном кладбище Тегерана, на котором нашли последний приют многие русские люди различных сословий и профессий, окончившие свои дни вдали от Родины.

В русской церкви можно увидеть несколько икон её небесного покровителя – святителя Николая. Большие и малые – они развешаны по стенам храма, некоторые украшены дорогими серебряными окладами. Когда-то они были семейными иконами русских эмигрантов, но впоследствии оказались в храме. Почти за каждой иконой здесь стоит история чьей-то жизни, связанная с упованием на помощь святого Николая Чудотворца. И сейчас он будто сам со всех сторон взирает со старинных икон на каждого человека, зашедшего в его персидский храм.

С годами община выходцев из России в Иране всё уменьшалась, но воздвигнутый трудами и заботами многих христиан Свято-Никольский храм остаётся духовным памятником русского присутствия в персидской земле.

Рассказывают о том, как в 1979 году в тревожные дни исламской революции в Иране на территорию храма ворвались вооружённые люди. Храм находится неподалёку от бывшего здания посольства США, которое разгневанные иранцы взяли штурмом в те дни. И вот одна группа, направлявшаяся на штурм американского посольства, по ошибке перелезла через высокий кирпичный забор, окружающий территорию храма святителя Николая. Полные решимости вступить в бой с охранниками посольства разгорячённые иранцы с удивлением увидели, что оказались в тихом дворике перед храмом, в котором не было видно никакой охраны.

Им навстречу вышла безоружная женщина. «Что вы хотите?» – спросила она незваных гостей, растерянно застывших в углу двора. «Это американское посольство?» – «Нет, это русская церковь». – «Тогда откройте нам ворота, мы уйдём». Открывать ворота на улицу, с которой доносился шум и звуки выстрелов, было небезопасно. «Каким путём пришли, таким и уходите», – неожиданно для самой себя твёрдо ответила женщина. И вооружённые иранцы безропотно полезли через забор обратно…

В 1980-е годы русский храм в Тегеране остался без священника, лишь иногда здесь проводили службы для русских прихожан приглашённые армянские или ассирийские священники. В 1995 году после обращения прихожан к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Свято-Никольский храм в Тегеране был принят в юрисдикцию Московского Патриархата (в советский период он относился к Русской Зарубежной Церкви). В храме проходят богослужения, но, к сожалению, совершаются они нечасто, так как в наши дни число православных прихожан Свято-Никольского храма совсем невелико. Потомков эмигрантов «первой волны» осталось очень мало, а международные санкции, под которыми Иран находился с 1979 года, препятствовали развитию российско-иранских отношений и поездкам россиян в Тегеран.

Сегодня обязанности старосты храма выполняет православный гражданин Ирана Эммануил Ширани, отец которого был иранцем, а мать – русской. Во времена Российской империи предки Эммануила жили в Санкт-Петербурге и состояли на военной службе. Но после большевистской революции 1917 года все мужчины в семье были расстреляны, в живых осталась только бабушка Эммануила с маленькой дочкой – его будущей мамой. Они бежали из «красного» Питера, сначала оказались в Туркменистане, а оттуда попали в Иран, где и остались жить. Отцом Эммануила стал иранец, однако мальчик был воспитан в Православии и сохранил прекрасный русский язык так же, как и его собственные дети.
 

При храме существует русский старческий дом, созданный ещё в 1960-е годы для поддержки престарелых эмигрантов, о которых некому было заботиться. Сегодня здесь проживает более двадцати пожилых армян и ассирийцев, некоторые из которых не могут ходить, поэтому нуждаются в особом уходе. У других христианских общин Ирана тоже есть свои дома престарелых, но тяжёлых лежачих больных принимают только при русском храме.
Содержание старческого дома и зарплата квалифицированному медицинскому персоналу требуют значительных расходов. Необходимо платить и коммунальные платежи за храм. Несмотря на то, что иранские власти позволяют русской церкви пользоваться льготными тарифами наравне с другими религиозными учреждениями, маленькой общине храма непросто находить средства на содержание церкви и старческого дома, который служит живым примером традиционной русской благотворительности. Русский храм святителя Николая в Тегеране существует благодаря пожертвованиям и будет рад любой помощи из России.

Контакты старосты храма Эммануила Ширани: +(98 91) 23-04-09-60. Электронная почта:
mani_shirani@yahoo.com

Ирина Александровна
Свистунова