Один из Волконских после революции попросил большевиков оставить его в бывшем имении простым рабочим, чтобы сохранить то, что создано трудом многих поколений его рода. Здесь до революции была возведена 4-х этажная школа, её здание снабжалось водой посредством хитроумного изобретения: водяной насос соединялся с детскими качелями, и дети, качаясь, приводили его в действие.
Росли здесь великолепные фруктовые сады. Был знаменитый конный завод, верховые лошади которого ценились знатоками. Липовые аллеи, озеро с белыми лебедями, большой каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы…
После революции флигель, а котором останавливался Бальмонт, был сожжён. Время разрушило до основания деревянный дом, затянуло аллею.
Сегодня село Сабынино вымирает. А до революции здесь жили сотни крестьян-тружеников, подолгу гостили у Волконских видные российские государственные деятели, художники, поэты. Сейчас нет дорог, уличного освящения, даже продуктового магазина. По фундаменту храма ездят машины. Один за другим уходят люди, которые видели прежнее великолепие, богатство, славу села. Сабынино может скоро вообще исчезнуть.
На наш взгляд служение ближнему должно лежать в основе возрождения жизни каждого села. Только в здоровом организме возможно восстановление исторической памяти. Сколько приходилось видеть новых прекрасных храмов, но люди чувствовали себя там одинокими, брошенными, потому что не было общинной жизни в приходе. Так и все отреставрированные памятники будут лишь камнями, не смогут ожить в мёртвых человеческих душах
Мы начали восстановление села с воспитания детей. Создавать и строить надо с новым поколением, а не с теми, кто уже неизлечимо болен, сдавшись от безысходности пороку пьянства, алкоголизма (таких людей в нашем селе процентов 70). Детские души чутки к прекрасному, труд вместе с детьми способствует и воспитанию, и воссозданию культурных памятников. Сейчас в нашей семье только пятеро детей, трое из них усыновлённые. Детей, лишённых материнской ласки и заботы, хотелось быприютить ещё, а пока достраиваем и расширяем своё жилище.
Дом, в котором мы живём, стоит на месте разрушенного дома священника. А рядом с ним был храм. На месте храма собираемся построить часовню своими силами, надо привести в порядок могилы князей. Это ведь очень важный элемент в воспитании детей, нельзя, чтобы они видели поруганные святыни. Именно это погубило их родителей, выросших среди руин, неспособных к подлинному материнству и отцовству.
Благодаря отцу Аркадию Шатову, настоятелю храма Св. Царевича Димитрия в Москве, который подарил нам машину, дети вот уже третий год могут учиться в музыкальной школе и обучаться в православной гимназии г. Белгорода, ездить в паломнические поездки, отдыхать летом на море. В селе, ясное дело, почти все нас осуждают и не понимают. Но надо ведь привить детям любовь к настоящей музыке, воспитать вкус к прекрасному, а иначе они не смогут стать полноценными людьми.
Умственной нагрузки детям недостаточно, необходим и физический труд. Они принимают посильное участие не только в сельскохозяйственных работах, но и в строительстве коровника, свинарника, птичника.
Как можно воспитать в детях отзывчивость, если мы, взрослые, миримся с тем, что вокруг нас так много брошенных полуголодных стариков? Недавно владыка Иоанн благословил открытие в селе Дома милосердия для одиноких пенсионеров с домовым храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Купили заброшенный дом, вставили окна, заделали крышу, а больше ничего сделать не можем — денег нет.
А надо помочь и приехавшим из мест заключения двум ребятам, с которыми наш батюшка Владислав более года вёл переписку.
Трудно начинать, но надо спешить делать добро, даже тогда, когда окружающие не понимают и смеются в глаза. Жизнь коротка, страшно не успеть. Главное, жить по Божиим заповедям и до самой смерти учиться любви и жертве во имя этой любви.
Елена Викторовна ЛОБОДА