Владимир Панков - Пути паломнические


29 ноября –память священномученика Филумена

 

Каждая поездка на Святую Землю – удивительна и неповторима. После посещения основных святынь Галилеи, реки Иордан и горы Фавор наш путь лежал в Самарию.

В Евангелии от Иоанна сообщается о беседе Спасителя с самарянкой. Это один из ключевых моментов Нового Завета, когда Господь свою проповедь обращает к ненавистным для иудеев полуязычникам самарянам. Иисус Христос даёт понять апостолам, что наступает время, когда Слово Божие должны услышать и другие народы. До этого Спаситель говорил своим ученикам, что Он послан только к погибающим овцам дома Израилева.

Если Галилея большей частью напоминает зеленеющий оазис, то на просторах Самарии уже чувствуется приближение Иудейской пустыни. Самария неоднократно упоминается в Библии. Так, в 3 книге Царств говорится о капищах на высотах в городах самарийских (3 Цар. 13, 32). В этих местах звучала ревностная обличительная проповедь пророка Божия Илии во время царствования нечестивого царя Ахава, когда небо было затворено на три года и шесть месяцев. Древнееврейское государство было тогда разделено на два царства: Иудейское и Израильское. Последнее отошло от веры в единого Бога и приняло языческое нечестие.

После захвата Самарии ассирийцами в 722 году до Р.Х. израильтяне в основном были изгнаны из этой области и на их место поселены различные языческие племена (4 Цар. 17, 24–41), от смешения которых с местными оставшимися коренными жителями и произошли самаряне и самарянская секта.

Главные города древней Самарии – непосредственно город Самария и Сихем (в современной арабской транскрипции Наблус).

Самария являлась столицей северного Израильского царства до 722 года до Р.Х., затем последовательно завоёвывалась ассирийцами, вавилонянами, персами, греками, римлянами. Город сильно пострадал от арабских завоевателей в VII–X веках. В XII веке после завоевания Палестины крестоносцами был заново отстроен. С падением королевства крестоносцев и их уходом постепенно превратился в небольшую деревушку.

Паломнический маршрут по Самарии начинается обычно возле остатков массивных колонн бывшего дворца Ирода Великого. К сожалению, там нет ни памятных табличек, ни красочных стендов, указывающих на историческое значение этого места. Поэтому ориентироваться приходится только по паломническим проспектам, где приводится порой довольно противоречивая информация. По соседству находится небольшой одноэтажный скромный магазинчик, в котором араб-торговец предлагает приезжающим различные сувениры, связанные с жизнью Иоанна Крестителя.

В Себастию на погребение перенесли ученики Христовы тело Иоанна Крестителя, казнённого по приказу Ирода Антипы. Об этом, в частности, повествует древнееврейский историк Иосиф Флавий.

От бывшего дворца дорога ведёт в гору. Поднявшись по ней, можно видеть руины храма, амфитеатра, башен и ипподрома. Храм XII века был построен на развалинах церкви V века, сооружённой над темницей Иоанна Крестителя. Дверь в темницу закрыта на замок. Когда приезжают паломники, приходит араб-христианин, который живёт неподалёку, и открывает дверь в темницу. Это небольшая пещера глубиной метра три. Убранство её самое простое – икона Иоанна Крестителя и несколько свечей.

В календаре Горненского монастыря за 2011 год сообщается, что уже во II веке над гробом Предтечи была сооружена небольшая церковь. Впоследствии святым Константином Великим в Себастии был воздвигнут обширный и великолепный храм, подобный храму Воскресения Христова в Иерусалиме, над усыпальницами пророков Авдия и Елисея (IX век до Р. Х.). В их погребальную пещеру и перенесли мощи Крестителя и с великими почестями положили среди пророческих гробниц, посередине этой усыпальницы. Две четырёхметровые стены, оставшиеся от византийской церкви, стоят ныне вплотную к арабской мечети. Зайдя в мечеть, нужно спуститься вниз по узкой каменной лестнице в крипту Крестителя Господня Иоанна.

Как повествуется в упомянутом календаре, казнь Божия не замедлила совершиться над Иродом и его нечестивым семейством. Он нигде не находил покоя, будучи мучим своей преступной совестью. В 39 году Антипа был оклеветан своим племянником Иродом Агриппой перед императором Калигулой, лишён царства и сослан в ссылку сначала в Галлию, затем в Испанию. За ним последовали Иродиада и её дочь Саломия. Однажды Саломия переходила зимой речку Сикорис. Лёд проломился, и она погрузилась в воду так, что льдом ей отрезало голову. Труп из воды не достали, а Ироду и Иродиаде принесли голову погибшей. Ирод же с Иродиадой, по преданию, были живыми поглощены землёй.

Далее наш путь лежал в город Сихем. В арабском наречии это слово приобрело наименование Наблус.

Самая главная здешняя достопримечательность и святыня – греческий монастырь с колодцем праотца Иакова, где
Иисус Христос беседовал с самарянкой (Ин. 4, 7–38). Монастырь построен на месте византийского храма IV века, разрушенного в VI веке. В 1914 году Иерусалимская Православная Церковь при финансовой поддержке России начала восстановление храма, прерванное Первой мировой войной. Постройка долгое время оставалась незавершённой. В настоящее время строительство полностью завершено. Церковное здание является одним из самых грандиозных и величественных сооружений в городе. Колодец Иакова находится в крипте церкви, под алтарём.
 

29 ноября 1979 года на территории монастыря произошло зверское убийство строителя храма архимандрита Филумена. Сначала он был похоронен на Сионе в Иерусалиме в храме Святой Троицы. Зимой 2010 года его гробница была вскрыта. Как повествуется в календаре Горненского монастыря за 2011 год, совершилось явное чудо. Лицо святого, разрубленное убийцами топором, срослось. Тело не предалось тлению. Он причислен к лику святых Иерусалимской Православной Церковью в 2008 году, и сейчас его святые мощи возвращены в Сихем и покоятся возле алтаря в храме, где он служил. Составлено житие священномученика Филумена, в котором повествуется, в частности, следующее.

Святой Филумен (в миру – Софокл Хасапис) родился на Кипре в городе Никосии 15 октября 1913 года. Родителями его были благочестивые христиане Георгий и Магдалина. У него был брат-близнец Александр. С детства оба брата отличались любовью к Богу, и у обоих очень рано пробудилось стремление к монашеской жизни. В 1927 году в возрасте четырнадцати лет братья по благословению духовника и родителей отправились в известный на Кипре монастырь Ставровуни, чтобы посвятить себя Богу. По прошествии шести лет экзарх Всесвятого Гроба Господня предложил им поехать учиться в гимназию Патриархии в Иерусалим, куда они и прибыли в 1934 году как ученики школы на Святой Горе Сион.

В 1937 году оба брата приняли монашеский постриг – Софокл с именем Филумен, а Александр с именем Елпидий. 5 сентября того же года они были рукоположены во дьяконы, а в 1939 году закончили гимназию. О. Елпидий покинул Святую Землю, продолжая служить в других местах, а о. Филумен прожил на Святой Земле 45 лет до своей мученической кончины. 8 мая 1979 года он был назначен наместником у Колодца Иакова, где находился до своей смерти в конце ноября того же года. Там он столкнулся с враждебным отношением со стороны фанатичных евреев. Они угрожали ему и обещали, что убьют, если он не покинет Колодец и не заберёт с собой иконы и распятие.

О. Филумен отвечал, что никогда не покинет Святое Место и что готов даже пострадать – как верный страж и мученик. 29 ноября 1979 года фанатичные евреи вошли на территорию Колодца Иакова и, когда святой совершал вечерню, злодейски зарубили его топором. Страдания его были неимоверны, так как мучители безжалостно били его по лицу и отрубили пальцы правой руки. Потом они осквернили храм и крест и, бросив гранату, частично разрушили церковное строение.

Архимандрит Святогробского Братства о. Софроний, которому поручили подготовить тело к погребению, свидетельствовал о том, что на пятый день после смерти тело священномученика оставалось тёплым и что сам святой помогал ему себя облачать. Ещё одно удивительное обстоятельство поведал брат-близнец святого о. Елпидий: находясь на огромном расстоянии от того места, он услышал голос о. Филумена, который говорил ему: “Брат мой! Меня убивают во славу Божию. Прошу тебя, не смущайся!”

Церковь вспоминает память святого Филумена 29 ноября. Благоухающие и чудотворные мощи его находятся в новом трёхпридельном благолепном храме, устроенном над Колодцем Иакова в честь святой Фотиньи Самарянки, священномученика Филумена и святого Иустина. Строитель этого нового храма – архимандрит Иустин. Священномученик Филумен в прошлом неоднократно защищал его от нападений фанатиков и в настоящем покровительствует и всячески помогает в его нелёгком служении.

Неподалёку от монастыря находится место, которое традиционно считается могилой праотца Иосифа.

Каждый год тысячи православных приезжают в Самарию помолиться возле древних святынь и поклониться святым мощам священномученика Филумена. Паломникам разрешается набрать воды из Колодца Иакова. Колодец довольно глубокий. Вода приятная на вкус и не очень холодная. Имели место случаи исцелений при её употреблении. В монастыре служат трое греческих монахов. После посещения обители во дворе монастыря инокиня Сарра угостила нас кофе, традиционными восточными сладостями и плодами мушмулы, которые в это время уже созрели. Русского языка она не знает. Общались по-английски. Сарра рассказала о жизни обители. Посещают монастырь в основном только паломники. Вокруг – враждебное окружение. Однако по молитвам священномученика Филумена благодать Божия хранит их, и они имеют всё необходимое для служения на этом благословенном месте.

Владимир Борисович
ПАНКОВ