Елена Казённова - Новый век по старому стилю


Наши сумасшедшие будни способны поглотить всё. В смятении сиюминутных дел мы не замечаем самого важного: неба над головой и человека рядом. А какие талантливые люди живут рядом с нами!
 

2016 год – юбилейный, 85-й, для известного модельера, члена Союза художников Москвы Татьяны Игоревны Смирновой. Стиль её уникальных моделей, которые хранит Музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской, наглядно демонстрирует дух ушедшего русского мира. Творчество Смирновой вы узнаете сразу, однажды увидев её работы.

Договариваясь о встрече с Татьяной Игоревной, хотелось поговорить о русской моде, планах и т. д. Но когда она заговорила о своей родословной… В их роду, известном с начала XVII века, пятеро представителей – потомственные почётные граждане. В прапращурах Татьяны Смирновой – знаменитые фабриканты Сеньковы, продукция которых – тончайшее полотно – было удостоено медалей в Париже, Чикаго, Турине, Генте.

Имя прадеда Татьяны Смирновой – Андрея Николаевича Ленивова, московского купца 1 гильдии, благотворителя, можно найти сегодня на памятной доске хирургической клиники на Пироговке.

 Другой прадед Татьяны, Тимофей Егорович Мягков – живописец-академист, иконописец. Его «Страшный суд» и «Голгофу» можно увидеть в московском храме Святителя Николая в Кузнецах.

Ещё один прадед и достойный художник – Алексей Михайлович Колесов, заведовал Московским училищем иконописания и ремёсел Московского Епархиального ведомства.

Прадед Татьяны Смирновой Фёдор Фёдорович Тихомиров, общественный деятель, активный создатель Первого Московского общества трезвости, сотрудничал с Л.Н. Толстым – основателем этого движения.

После такого вступления становится ясно, откуда талант и преданность делу у потомственной москвички Татьяны Смирновой. Первый профессиональный успех пришёл к ней в 14 лет – её кофточку, сшитую из простыни и вывешенную для просушки на улицу, немедленно украли. Татьяна окончила Московский институт лёгкой промышленности, работала на швейной фабрике, где учила технологии и прочим премудростям Вячеслава Зайцева, проходившего здесь практику. Но Татьяна всегда хотела стать свободным художником, чтобы осуществить давнюю мечту – создавать одежду в русском стиле. Одной из первых в стране она стала делать в технике лоскутного шитья не только платья, костюмы и сумки, но ввела в моду трикотажные украшения – бусы, ожерелья, браслеты…

Главным в своём творчестве Татьяна Смирнова считает работу с цветом. Профессиональная техника лоскутного шитья требует фанатичного усердия и редкостного цветного видения: один не к месту положенный лоскуток уничтожит всю работу. А работы нашего модельера таковы, что её коллекции в 1990-х производили фурор в Бельгии, Франции, Марокко.

А первая выставка состоялась в 1978 году в Москве. Тогда Смирнова громко заявила о себе, предложив к показу русскую коллекцию, и с этой дороги не свернула. Когда-то, разъезжая по всевозможным показам и без устали что-то подглаживая и застирывая, она решила – создам такую одежду, которая не будет мяться, пачкаться и стареть.

Получилось. Она придумала (инженер-технолог) особый состав для плиссировки ткани, и это плиссе будет служить поколениям. Из хлопка, атласа, бархата Смирнова создаёт свою ткань для каждой задуманной вещи, и многие из них имеют имена: «Павлин», «Матрёны», «Вера», «Надежда», «Любовь».

Сегодня у всех – свободное плавание: действительно, плавать и тонуть стало гораздо свободнее. Но столетние династии не просто «уволить» из российской истории. Татьяна Смирнова удивила своими работами даже Америку, для которой пэчворк – национальное достояние. Татьяна Игоревна отказывает американцам в приоритете лоскутной техники: ведь так издавна работали наши бабушки-прабабушки. Причём, делая то, чего никогда не делали за океаном, – наши мастерицы шили одежду. В ответ на вопрос, почему в Штатах не делают в пэчворке костюмы, ответила: это очень многодельное занятие. Ведь кафтан, юбку, шапочку-кокошник, украшения всех видов Татьяна Смирнова с помощницами отшивают по три месяца и более.

В 1990-х после триумфа коллекций на Западе работами Смирновой заинтересовалась компания Диора, предложив творческое сотрудничество. Редкий шанс, но быть безымянной мастерицей она отказалась. Своё место она видит только дома, где её род, друзья и талантливые руки трёх помощниц. С ними делаются все выставки, которых только в Гостином Дворе было четырнадцать, а ещё показы этого года в Царицыно, в музее на Делегатской. В ноябре-декабре пройдёт выставка Смирновой в Доме Шаляпина на Новинском бульваре, приношение великому певцу – «Зимние грёзы».

Замыслов, выставок, показов в год своего 85-летия у Татьяны Смирновой так же много, как и десятилетия назад. Многодельность как образ жизни – редкий и высокий выбор.

Елена Александровна
Казённова