Архив:
22 ноября 1801 года, 215 лет назад родился Владимир Иванович Даль
В слове «русский» заключена огромная объединяющая сила. Ведь недаром иногда говорят: русский еврей, русский татарин, русский немец и пр. Русский – это не только кто, но и – прежде всего – какой? А какой, в самом деле? Простые люди на Кавказе, в Средней Азии, я слышал, выражают эту мысль очень просто: «Русские – это правильные люди». То есть делающие всё «правильно», иначе говоря, по совести, по правде.
Бог даровал России прежде всего «прямые стези», жизнь по совести, а если смотреть в самый корень – жизнь по Христу и заповедям его. Как немцам дал быть изобретателями часов и машин, великой философии и великой музыки. Как англичанам Он подарил крайне прагматичный гибкий ум. Как китайцам дал талант торговли и выживания в пустом пространстве.
Но далеко не каждый может быть «правильным человеком» и жить по совести. Это, пожалуй, тяжелее будет, чем торговать. Так что не каждый россиянин может стать русским. Не могут преодолеть планку на нужной высоте и падают – спиваются, торгуют гнилым товаром и пр. И наоборот, честные души со всех концов земли как бы притягиваются в орбиту национального русского идеала и хотят жить во Христе.
Сегодня видел по телевизору, как один поляк объяснял, почему он приехал воевать в Донецкую республику на стороне ополчения. Он с трудом подбирал слова, но сказал главное: «Я не могу понять, как украинская армия может убивать детей и женщин». Он три раза повторил: «Я не могу понять». Его «зациклило» на правде, которую пытаются разрушить. И он не усидел в своей безопасной Польше, очень сложно относящейся к России.
Когда-то писатель Гончаров, великий создатель Обломова, написал: «Россия притягивает». Немцы, французы, татары, армяне и многие другие, попав однажды в «Русский мир», осваиваются в нём навсегда. Не переставая быть самими собой, становятся русскими немцами, татарами и т. д.
Вот судьба русского датчанина Владимира Ивановича Даля. Попав в Россию, он так полюбил её людей, её историю, её язык, что стал писать русские сказки и собрал знаменитый «Толковый словарь». А главное – перешёл в Православие. Даль вполне осознанно принял Православие, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота Истины. В одной из бесед со своим другом-учеником он сказал: «Самая прямая наследница апостолов, безспорно, ваша греко-восточная церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь… По учению Лютера: “Веруй только во Христа, спасёшься ты и весь дом твой”, – добрых дел, значит, не нужно. Эдак не один благоразумный в Евангелии упоминаемый разбойник, но и всякий разбойник с большой дороги в царство небесное угодит, если только верует во Христа. Римское католичество в этом отношении лучше протестантства, но там другая беда – главенство папы, признание смертного и страстного человека наместником Сына Божия. Православие – великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво... А отчего это? Оттого, что он православный... Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие...»
Писатель Мельников-Печерский сразу после смерти Даля вспоминал: «Помню раз… прогуливались мы с ним по полю около Ваганькова кладбища. Оно недалеко от Пресни, где жил и умер Владимир Иванович.
– Вот и я здесь лягу, – сказал он, указывая на кладбище.
– Да вас туда не пустят, – заметил я.
– Пустят, – отвечал он, – я умру православным по форме, хоть с юности православен по верованиям.
– Что же мешает вам, Владимир Иванович? – сказал я. – Вот церковь...
– Не время ещё, – сказал он, – много молвы и говора будет, а я этого не хочу; придёт время, как подойдёт безглазая, тогда... – И тут же поворотил на шутку: – Не то каково будет моим тащить труп мой через всю Москву на Введенские горы, а здесь любезное дело – близёхонько».
Даль скончался осенью 1872 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. И разве один Даль так полюбил и так понял Россию? Не знаю, при каких обстоятельствах, но гениальный немец Фридрих Шиллер сказал, что только в Русской Православной Церкви видит чистоту веры. Он неоднократно порывался ехать в Россию. И Бог вмешался в его судьбу: так случилось, что Шиллер оказался похороненным под алтарём православного храма.
Многие иноземцы, высоко поднявшие свою судьбу над обыденностью и связавшие свою жизнь с Россией, – русские люди, «правильные», живущие по совести христиане. Так что же тогда есть русскость? Теперь понятно, что судьба России не может быть лёгкой. В преддверии грозовых событий мы ещё увидим, как Русский мир начнёт пополняться католиками, протестантами, мусульманами, у которых лукавый современный мир с его ювенальной юстицией, любовью к однополым бракам и пр. не разрушил правды и совести.
Россия становится вратами в Царство Небесное.
Владимир Иванович Мельник