Андрей Полушин - Грозное предупреждение

Апокалипсис Иоанна Богослова – последняя и самая таинственная часть Нового Завета. Это неумирающее послание, намного пережившее города и церкви, к которым оно обращено. И всё же эти города и церкви исчезли не совсем. Сюда-то мы и направились, в поисках ответов на загадки, заданные в Апокалипсисе.

Мы – это съёмочная группа, работавшая над документальным фильмом под названием «Тайна семи городов и Церквей Апокалипсиса».

Автор-постановщик и ведущий фильма – главный редактор журнала «Русский Дом», президент Фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов, сценарист – научный сотрудник Российского института стратегических исследований Ирина Свистунова, оператор Альгидрас Жябраускас и я, Андрей Полушин, выступивший в данной работе в роли режиссёра. Идея создания фильма принадлежит Александру Николаевичу Крутову.

Первый из семи городов – знаменитый Эфес – жемчужина античного мира. В христианскую эру этот город был тесно связан с памятью об апостолах. Полагают, что он символизирует эпоху апостольской проповеди. Несмотря на это, Апокалипсис обращается к Эфесу с грозным предостережением: «Ангелу Эфесской церкви напиши: ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину святильник твой с места его» (Откр. 2, 1, 3–5).

Почему же Апокалипсис обращается к Эфесу первому из семи городов? Согласно некоторым толкованиям, значение эфесской эпохи связано с первой из семи таинственных печатей, о которых говорится в Апокалипсисе.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 1, 2).

Эпоха апостольской проповеди была победоносной. В Эфесе она открывается именем апостола Павла. В течение двух лет он жил здесь и проповедовал о Христе.

Вот в этом амфитеатре, вмещавшем 24 000 зрителей, апостол произносил свои вдохновенные проповеди и вёл дискуссии с философами. Они собирались здесь во множестве, безуспешно пытаясь победить божественную мудрость мудростью человеческой.

Труды и подвиги апостола не остались безплодными – значительная часть жителей Эфеса приняла христианство.

Второй город Апокалипсиса – Смирна – сейчас носит название Измир. Две тысячи лет назад христиане Смирнской Церкви состояли из людей, бедных материально, но богатых духовно. Апокалипсис обращается к ним со словами ободрения, предрекает им тяжёлые испытания, но и обещает награду.

В начале XX века здесь жила самая большая христианская община Малой Азии. Но после Первой мировой войны начались великие скорби для христиан Смирнской Церкви, как и было предсказано в Апокалипсисе. Было убито около 180 тысяч христиан – только в Смирне. А через несколько лет все остальные христиане были выселены из страны. Сегодня Измир (Смирна) – это огромный мегаполис. Здесь проживают 4 миллиона человек. И вот среди этих современных зданий приютилась православная церковь – единственная на весь город, которая объединяет 200 христиан – вот и вся церковная община сегодня. Но она жива, церковь Смирнская, жива! А над алтарём этой церкви – надпись: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Архимандрит Кирилл, настоятель греческого храма святой Фотиньи (г. Измир):
– Епископы, к которым обращался Бог через Откровение Иоанна Богослова, пролили здесь свою кровь на горе Пагос. Они погибли мученической смертью. На каждом нашем богослужении мы вспоминаем об этих словах, и всё наше служение здесь проходит под знаком этих слов, обращённых к Смирнской Церкви.

– Как вы думаете, кому труднее – древним христианам или современным?

– Ответ на этот вопрос даёт Евангелие. Там говорится о том, что те, кто будет жить в последние времена, столкнутся с бОльшими трудностями, чем те, кто жил в первые века христианства.

Христиане первых веков испытывали очень сильное воодушевление, потому что это была новая вера и они чувствовали живую связь с Иисусом Христом… Поэтому вера современных христиан более ценна, более выстрадана, чем вера христиан первых веков. И конечно же, те сложности, с которыми сталкиваются сегодня христиане, они больше, чем те, с которыми сталкивались христиане первых веков.

Основная проблема современных христиан связана с тем, что идёт процесс глобализации, и любое событие, которое происходит в какой-то части мира, оказывает воздействие на всех людей, на всех христиан, а в I веке такого не было. То или иное трагическое событие затрагивало только людей, проживающих в определённом районе. А сейчас совсем иной эффект от внешних событий.

Третий город Апокалипсиса – Пергам – столица древнего царства. В послании Апокалипсиса к Пергамской Церкви содержится страшное указание – Пергам назван местом, где находится престол сатаны.

Многие столетия исследователи пытались понять, что означают эти слова. Вот и мы попытались приблизиться к этой разгадке.

Но не будем забегать вперёд. О том, что именно обнаружили мы в Пергаме (современное название города Бергама), вы узнаете, когда посмотрите фильм.

А сейчас лишь скажем, что существует вполне конкретное вещество, связавшее это место со временем утверждения в России богоборческой власти большевиков.

Город Фиатира, в котором находилась четвёртая из семи Церквей Апокалипсиса, почти растворился в постройках современного турецкого города Ак-Хисар. Долгое время Фиатиру считали вообще утраченной.

Археологические раскопки здесь начались только во второй половине двадцатого века. Символическое значение Фиатирской Церкви связывают с эпохой распространения христианства среди народов. Полагают, что фиатирский период мировой истории охватывает время от Средневековья до крестовых походов.

От города Сардис, куда было обращено 5-е послание Апокалипсиса, сегодня остались только античные руины: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Полагают, что эпоха Сардиса – это век гуманизма, материализма и упадка христианских ценностей. Это эпоха, в которой существует современный мир.

За внешним благоустройством скрывается внутренний упадок. Апокалипсис угрожает Сардису внезапным бедствием, если он не покается, не проснётся и не вспомнит, что заповедали ему апостолы.

Шестой город Апокалипсиса – Филадельфия. Современное турецкое название города – Ала-Шехир. Остатки византийских стен пересекают город, сливаясь с его домами и зданиями. В послании Апокалипсиса к Филадельфии нет ни укоров, ни угроз, но только слова ободрения и похвалы.

Удивляет отвага горожан, почти сто лет не сдававшихся туркам-османам, в то время как все окрестные провинции уже были завоёваны. Победоносный меч османского султана Баязида Молниеносного долгое время притуплялся о стены Филадельфии. Филадельфийцы стойко боролись за свою веру и свободу.

После очередного сражения с войском османского султана город обеспечил себе сдачу на почётных условиях. Многие горожане погибли во время битвы, однако Филадельфия избежала разорения. Жители города выделялись знаменитой филадельфийской стойкостью перед трудностями и, несмотря на скромные условия жизни, отличались гостеприимством и добротой.

В 1923 году между Турцией и Грецией произошёл обмен населением, после которого христиан в городе не осталось. Но на территории Греции они основали новое поселение: Нью-Филадельфию. Филадельфийскую Церковь считают символом эпохи духовного подъёма предпоследнего периода мировой истории.

Несмотря на свою малочисленность, древние филадельфийские христиане не отступили от Бога в годы испытаний. Так же и перед концом света последние христиане на земле не отрекутся от Христа среди множества тяжёлых искушений.

Лаодикия – последний из семи городов Апокалипсиса. Сегодня это развалины античного поселения на окраине турецкого города Денизли. Апокалипсис не говорит о Лаодикии ни одного одобрительного слова, но обращается к ней со строгим увещеванием.

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 14–17, 19).

Лаодикия символизирует последнюю и самую страшную эпоху перед концом света. Общество этого времени будет отличаться чрезмерным упованием на своё богатство, крайним эгоизмом, самомнением и уверенностью в своём совершенстве. Христианство ещё сохранится, но большинство людей предадут Бога и сознательно перей-
дут на сторону Его врагов.

Какое грозное предзнаменование! Какое развращённое общество! Ничего оно не напоминает вам, дорогие читатели?

Андрей Викторович ПОЛУШИН

Комментарии

" Не бойся МАЛОЕ!!! стадо!"