Архив:
Продолжаются споры вокруг прошедшего на Крите т. н. Всеправославного собора. Сегодня на страницах «РД» мы попросили высказать своё мнение игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма святителя Николая на Берсенёвке.
– Отец Кирилл, прошёл Всеправославный собор на Крите. Наша Церковь не приняла в нём участия. Как вы думаете, каким будет заключение Библейско-богословской комиссии по итогам работы собора?
– Во-первых, назвать Всеправославным собором форум, на котором отсутствовали представители четырёх Православных Поместных Церквей (не считая Американской), представляющих более половины православного мира, невозможно. Во-вторых, на этом форуме отчётливо проявилось стремление зафиксировать результаты почти векового устремления Константинопольских Патриархов от первенства чести к первенству власти.
– Но их же именуют вселенскими.
– На мой взгляд, уместнее было называть их экуменическими. К Патриарху Варфоломею обращаются: «Ваше Божественное Всесвятейшество», а к прочим Патриархам только – «Ваше Блаженство». Уму непостижимо – накрутить столько пышных слов преемникам простецов-рыбарей. Наименование «Вселенский» более подходит к Московскому Патриарху, учитывая его вес в православном мире.
– Действительно ли так всё серьёзно?
– Судите сами. В документах этого т.н. собора говорится об отчётности не собору, а лично Вселенскому Патриарху. О том, что на территории диаспоры Мать-Церковь не вправе предоставлять автономный статус своей части. По некоторым данным, иерарх Константинопольского Патриархата архиепископ Иов (Геча) заявил, что Украина является их канонической территорией. Куда уж дальше?
– Разве нет канонов, на которых основывается первенство Константинопольских Патриархов?
– Есть, но они не позволяют им вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Со стороны Константинополя звучат обвинения в национализме, сращивании Церкви с государством (намёк на нас). В то же время утверждается, что если государство стало независимым, то и Церковь должна быть независимой. Вообще первенство Константинополя возникло как следствие усиления политического значения столицы Византийской империи. Необходимо активно противодействовать стремлению Константинополя закрепить своё первенство власти в православном мире. Чем это не «восточный папизм»?
– Как вы думаете, какова роль Ватикана во всём этом?
– Она очень существенна. Недавно я услышал от одного знакомого аналитика: «Мы говорим Варфоломей, а подразумеваем Франциск». Католики явно очень заинтересованы в укреплении позиции Константинопольских Патриархов, которые лидируют в качестве филокатоликов и экуменистов. Они договорились до того, что не надо проповедовать иудеям, допускают возможность спасения вне Христа – куда уж дальше!
– Не все же католики плохие. Вы недавно с симпатией описывали своё знакомство и общение с католическим священником в Словакии.
– У меня был ряд контактов с католическими клириками. Эти контакты оставили положительное впечатление. Сложнее с их иерархами. Возьмите, например, верхушку Католической церкви Франции – очень пожилые, запуганные, парализованные страхом люди. Католицизм во Франции – это умирающий лебедь. На смену собственно французскому духовенству приходят вьетнамцы, африканцы и т. д. Французское католичество напоминает больного расслабленного человека, которого спасать надо, а не что-то у него заимствовать.
– Как вы думаете, всё ли в порядке в плане цитирования Евангельских текстов в экуменических документах?
– В них часто ссылаются на первосвященническую молитву Спасителя, говоря, что Он молился о единстве своих учеников. Посмотрим контекст: говорится о том, что Господь молится Отцу Небесному не о всём мире, но о тех, которых «Ты дал Мне», о тех, которые поверили по слову их. В экуменических документах что-то вычленяется из Писания и святоотеческих творений, а то, что не вписывается в концепцию этих документов – о том молчание или говорится, что это частное мнение. Таким образом, происходит своеобразная селекция текстов.
Хотел ещё сказать по поводу обвинений нашей Церкви в национализме и этнофилетизме. Среди архиереев Константинопольского и Александрийского Патриархатов почти исключительно греки, в то время как паства, например, Александрийской Церкви – в большинстве своём – арабы и чернокожие.
– Вернёмся к Критскому собору. Что ещё вас смущает?
– Например, то, что в его официальных документах не зафиксировано несогласие ряда архиереев с его решениями – до 25 архиереев не поставили свои подписи. То, что такие ключевые деятели этого т. н. собора, как почти 90-летний митрополит Иоанн Зизиулас, подобно покойному митрополиту Мелитону, очень жёстко направляли его работу. В своих многословных выступлениях Зизиулас стремительно отходит от Православия, изменяет вере отцов. Это типичный представитель экуменической бюрократии 60-х годов. Кстати, митрополит Зизиулас – единственный православный иерарх, который одобрил бомбардировку Югославии.
Беседовала
Анна Алексеевна АНДРЕЕВА