«Необходимо противодействовать стремлению Константинополя к первенству»

Продолжаются споры вокруг прошедшего на Крите т. н. Всеправославного собора. Сегодня на страницах «РД» мы попросили высказать своё мнение игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма святителя Николая на Берсенёвке.

Отец Кирилл, прошёл Всеправославный собор на Крите. Наша Церковь не приняла в нём участия. Как вы думаете, каким будет заключение Библейско-богословской комиссии по итогам работы собора?

– Во-первых, назвать Всеправославным собором форум, на котором отсутствовали представители четырёх Православных Поместных Церквей (не считая Американской), представляющих более половины православного мира, невозможно. Во-вторых, на этом форуме отчётливо проявилось стремление зафиксировать результаты почти векового устремления Константинопольских Патриархов от первенства чести к первенству власти.

– Но их же именуют вселенскими.

– На мой взгляд, уместнее было называть их экуменическими. К Патриарху Варфоломею обращаются: «Ваше Божественное Всесвятейшество», а к прочим Патриархам только – «Ваше Блаженство». Уму непостижимо – накрутить столько пышных слов преемникам простецов-рыбарей. Наименование «Вселенский» более подходит к Московскому Патриарху, учитывая его вес в православном мире.

Действительно ли так всё серьёзно?

– Судите сами. В документах этого т.н. собора говорится об отчётности не собору, а лично Вселенскому Патриарху. О том, что на территории диаспоры Мать-Церковь не вправе предоставлять автономный статус своей части. По некоторым данным, иерарх Константинопольского Патриархата архиепископ Иов (Геча) заявил, что Украина является их канонической территорией. Куда уж дальше?

Разве нет канонов, на которых основывается первенство Константинопольских Патриархов?

– Есть, но они не позволяют им вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Со стороны Константинополя звучат обвинения в национализме, сращивании Церкви с государством (намёк на нас). В то же время утверждается, что если государство стало независимым, то и Церковь должна быть независимой. Вообще первенство Константинополя возникло как следствие усиления политического значения столицы Византийской империи. Необходимо активно противодействовать стремлению Константинополя закрепить своё первенство власти в православном мире. Чем это не «восточный папизм»?

– Как вы думаете, какова роль Ватикана во всём этом?

– Она очень существенна. Недавно я услышал от одного знакомого аналитика: «Мы говорим Варфоломей, а подразумеваем Франциск». Католики явно очень заинтересованы в укреплении позиции Константинопольских Патриархов, которые лидируют в качестве филокатоликов и экуменистов. Они договорились до того, что не надо проповедовать иудеям, допускают возможность спасения вне Христа – куда уж дальше!

– Не все же католики плохие. Вы недавно с симпатией описывали своё знакомство и общение с католическим священником в Словакии.

– У меня был ряд контактов с католическими клириками. Эти контакты оставили положительное впечатление. Сложнее с их иерархами. Возьмите, например, верхушку Католической церкви Франции – очень пожилые, запуганные, парализованные страхом люди. Католицизм во Франции – это умирающий лебедь. На смену собственно французскому духовенству приходят вьетнамцы, африканцы и т. д. Французское католичество напоминает больного расслабленного человека, которого спасать надо, а не что-то у него заимствовать.

– Как вы думаете, всё ли в порядке в плане цитирования Евангельских текстов в экуменических документах?

– В них часто ссылаются на первосвященническую молитву Спасителя, говоря, что Он молился о единстве своих учеников. Посмотрим контекст: говорится о том, что Господь молится Отцу Небесному не о всём мире, но о тех, которых «Ты дал Мне», о тех, которые поверили по слову их. В экуменических документах что-то вычленяется из Писания и святоотеческих творений, а то, что не вписывается в концепцию этих документов – о том молчание или говорится, что это частное мнение. Таким образом, происходит своеобразная селекция текстов.

Хотел ещё сказать по поводу обвинений нашей Церкви в национализме и этнофилетизме. Среди архиереев Константинопольского и Александрийского Патриархатов почти исключительно греки, в то время как паства, например, Александрийской Церкви – в большинстве своём – арабы и чернокожие.

– Вернёмся к Критскому собору. Что ещё вас смущает?

– Например, то, что в его официальных документах не зафиксировано несогласие ряда архиереев с его решениями – до 25 архиереев не поставили свои подписи. То, что такие ключевые деятели этого т. н. собора, как почти 90-летний митрополит Иоанн Зизиулас, подобно покойному митрополиту Мелитону, очень жёстко направляли его работу. В своих многословных выступлениях Зизиулас стремительно отходит от Православия, изменяет вере отцов. Это типичный представитель экуменической бюрократии 60-х годов. Кстати, митрополит Зизиулас – единственный православный иерарх, который одобрил бомбардировку Югославии.

Беседовала
Анна Алексеевна АНДРЕЕВА