Архив:
После крестного хода, соединившего три Лавры, потрясшего Украину, в самой атмосфере начало как будто что-то меняться. Ощущение не безпочвенно.
Например, некоторые «укушенные Майданом» начали говорить человеческие вещи. Таня Черновол, прежде отмороженная депутат-айдаровка, вдруг рассказала о существовании видео, которое обличает бойцов «Торнадо» как насильников детей. Так совпало, что вскоре после начала крестного хода на свободу вышел журналист Руслан Коцаба и многие по-новому услышали слова, за которые его посадили: «Лучше от двух до пяти лет отсидеть в тюрьме, чем идти на сознательное убийство своих соотечественников, которые живут на востоке… Отказывайтесь от этой мобилизации, потому что это ад, это ужас! Невозможно, чтобы в XXI веке люди убивали других только за то, что те хотят жить отдельно». На миротворческих, а значит, на христианских позициях и в новом качестве о себе заявила вчерашняя боевик и наводчица Надежда Савченко, призвав просить прощения у матерей, «не важно, с какой стороны». И вот заявила, что пора заканчивать бардак, который назвали АТО.
А вот весть с Черкасчины: митрополит Софроний вдруг проникся крестными ходами. Передают: посмотрел видео с крестного хода – проникся. Возмутился недоумками, бросающими яйца в святую икону. А ещё недавно он заявлял, что «Правый сектор» – лучшие его друзья. Теперь же сказал, что крестный ход – это сила, «я пересмотрел свою точку зрения». Ранее на крестные ходы он косо смотрел, особенно на инициированные народом. Известно, его единомышленник по идее создания «поместной украинской церкви» митрополит Александр (Драбинко) называл таких крестоходов «политическим православием». Проникнувшись, владыка Софроний решил провести в Черкассах крестный ход, о чём и было сообщено на епархиальном сайте.
Крестный ход состоялся 9 августа, после литургии, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, и был приурочен к 24-й годовщине архиерейской хиротонии митрополита Софрония и 20-летию явления Божьей Матери над кафедральным Свято-Михайловским собором. Владыка Софроний напомнил (а многие и впервые об этом услышали), что «20 лет назад, когда нынешний кафедральный собор начал только возводиться, благочестивому человеку, которая дежурила ночью, на восточной стене, где сейчас находится алтарь, вдруг явилась Величественная Женщина, которая протянула руку и трижды сказала: “Здесь будет святой храм”». Со временем был написан образ Божией Матери «Черкасская», который стал главной святыней крестного хода, который обошёл значительную часть периметра Соборного парка.
Сайт сообщает, что «диссонансом до сих святых молитв стала акция нескольких местных активистов “Правого сектора”, которые пикетировали крестный ход у входа в Соборный парк с безосновательными обвинениями в адрес канонической Украинской Православной Церкви».
В народе об этом разговоров было мало, но иные с воодушевлением отметили, что впервые за много лет владыка провёл крестный ход. По завершению хода вл. Софроний, обильно окропив народ святой водой, спросил: «Понравился вам крестный ход?» Ответом был гул одобрения. Кто-то предположил, что в дальнейшем он пересмотрит свою точку зрения и на «необходимость создания поместной церкви», и на Царя-страстотерпца, и на поминание Святейшего Патриарха Кирилла. По поводу непоминания Патриарха в одном личном разговоре было сказано: «Ездили за разъяснением к Блаженнейшему, тот сказал, что "это пройдёт, нужно потерпеть, это не раскол"».
Большой крестный ход, кажется, произвёл некое впечатление и на митрополита Александра (Драбинко), который предпочёл в День Крещения Руси быть в Греции. В своём «Фейсбуке» он выложил видео с другого крестного хода – из Греции, в память преподобного Антония Нового, Веррийского, приписав: «И с молитвой, и с радостью, и без политики». Как бы ущипнул, намекнув, что в Киеве-то совсем не то? Ни молитвы, ни радости, сплошь политика? Чрезвычайно он ошибается. Этот греческий крестный ход, судя по видео, действительно отличен от наших крестных ходов. Колокольный звон смешан с боем армейских маршевых барабанов. В строю военные с автоматическим оружием, женщины без платков, и почему-то никто не крестится. Может, так случайно вышло? Или это дух Европы?
Возможно, при здравом рассуждении и трезвом взгляде на киевский крестный ход митрополит Александр в будущем почувствует, что он пропустил.
Великий крестный ход продолжает являть чудеса.
Михаил Семёнович ЧИГИРИН
г. Киев